6. Ключевыми катализаторами стратегического планирования европейских городов выступают крупные, так называемые «флагманские» проекты, призванные привлечь внимание к городу, дать толчок структурным сдвигам, резко улучшить ситуацию с рабочими местами, способствовать маркетингу территории и формированию нового имиджа. Европейские города смело планируют подобные проекты, успешно осуществляют финансирование необходимых капиталовложений· и реализуют проекты на базе частно-общественного партнерства. Создание современных крупных инфраструктурных объектов - аэропортов и вокзалов, выставочных комплексов и современных жилых зон, а также проведение Олимпийских игр, фестивалей, конгрессов способствуют росту мировой известности городов, притяжению интереса инвесторов и туристов.
7. Для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию городского развития, европейские города применяют механизмы финансового монтажа, означающего сочетание разнообразных финансовых источников всех уровней управления - как общественных, так и частных. Соединение местных, региональных и национальных средств дополняется банковскими кредитами и частными взносами; умело используются городами Западной Европы и всевозможные гранты и субсидии ЕС, займы международных финансовых организаций. [11]
Осознание местными властями необходимости серьезных перемен в условиях глобализации и роста конкуренции городов и регионов привело к разработке и реализации акций, имеющих стратегическое значение для коренных изменений в ведущих европейских городах. В качестве таких акций выступали либо отдельные плановые мероприятия стратегического характера, либо создание новых структур управления, как правило, на уровне метрополии или региона, изменяющих в корне ситуацию в области городского развития с позиций будущего.
Каждый город, разрабатывая и реализуя стратегические подходы, планы, программы, опирается на определенные методы, используемые на протяжении всего планового процесса. При всем своеобразии подходов в рассмотренных городах можно сформулировать основные элементы, имеющие принципиальное значение и включающие:
учет факторов глобализации экономики и развития конкуренции европейских городов и регионов, обусловливающих необходимость поиска своего места в новой урбанистической системе Европы;
заинтересованное участие и вовлеченность в процесс стратегического планирования всех целевых групп, в первую очередь населения и общественных объединений, представителей предприятий, малого и среднего бизнеса, инвесторов, а также профсоюзов, торгово-промышленных палат, туристов и т. д.;
стратегический диалог на всех этапах планирования, использование механизмов обратной связи, мониторинга и корректировки целей и направлений реализации планов;
успешное партнерство частного и общественного секторов при осуществлении стратегических проектов;
преемственность стратегических планов;
сочетание стратегического подхода в городе со стратегией развития более широкого регионального сообщества;
ориентация стратегических планов на расширение городского пространства, тесно связанное с экономическим развитием, структурными преобразованиями, опорой на новые сектора и точки роста, созданием новых, соответствующих современным требованиям рабочих мест.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5