В последние годы за рубежом заметно активизировались исследования, в которых предпринимаются попытки распространения теоретических моделей стратегического планирования управления развитием предприятий на принципиально новый объект – гopoдa. Более того, к настоящему времени стратегическое планирование и управление развитием городов постепенно превращаются во вполне самостоятельные направления научных исследований.
Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики как в Европе, так и в мире в целом. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов в странах Западной и Восточной Европы. Как правило, города с наиболее активной позицией - это европейские столицы или мегаполисы, испытывающие потребность в решительном движении вперед. При этом можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение к разработке стратегии развития. Во-первых, это необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие европейские города в конце 1970-80-х гг. Во-вторых, это стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера. В-третьих, это потребность на фоне относительно благополучной динамики развития повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.
Определенное влияние на распространение стратегического планирования оказали идеи городского маркетинга, возникшие в США и широко дебатировавшиеся в Европе в указанный период.
Местные власти в этих городах озабочены проблемой смены устаревшего имиджа своего города, выдвижения его на передовые позиции в ближайшем будущем. Кроме того, обращение многих крупных городов к стратегическому управлению связано и с объективной необходимостью реформирования управления развитием окружающего региона. Например, Антверпен, Мальмё, Мюнхен, Роттердам и Штуттгарт, имея сравнительно устойчивое положение на рынке городов и положительную динамику социально-экономического развития, видят задачу стратегического планирования в выдвижении города на более высокую ступень развития, для того чтобы выдержать конкуренцию. А города Бильбао, Бирмингем, Дортмунд, Лиссабон и Турин первоочередной задачей определения стратегии развития считают решение сложных социально-экономических проблем, но при этом рассчитывают также на усиление своей конкурентоспособности и нахождение нового имиджа.
Стратегическое планирование в городах Западной Европы характеризуется рядом своеобразных подходов:
1. Само понятие стратегического планирования трактуется в Западной Европе достаточно вольно и широко. Это относится прежде всего к временному горизонту планов, которые могут как охватывать ближайшие 2-3 года, так и выходить за рамки десятилетия. Широкая трактовка стратегического планирования состоит и в том, что она означает не столько разработку определенного типового плана, сколько объединение всевозможных плановых, управленческих и организационных инициатив и программы местных властей в рамках движения к достижению стратегической цели.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5