На основании комплексного исследования проблем управления рисками в бизнесе, можно предложить довольно универсальную модель программы управления рисками. Следует иметь в виду, что такая модель может быть составлена и с небольшим количеством удобных сервисных операций, но для этого требуются услуги профессионального программиста. При этом строение описываемой здесь модели вряд ли существенно изменится. Дело в том, что эта модель описывает внутреннее естественное строение программы управления рисками организации.
Единственный недостаток модели в том, что при всей ее простоте на бумагу она может быть распечатана только частями (в силу своих геометрических размеров). Но на экране компьютера можно обозревать множество окон из разных программ во взаимосвязи.
Основная идея модели проста - это гипертаблица, которая строится в одной компьютерной директории, вмещающей в себя связанные гиперссылками файлы различных программ пакета MS Office. Это таблица, в головке которой специальным образом изображена организационная структура организации, а боковике - различные аспекты управления рисками: виды рисковых экспозиций, виды рисков, источники финансирования. В клетках поля таблицы помещаются количественные и качественные характеристики рисков, планы мероприятий их бюджетами, а также средства повышения наглядности материала. Все это пронизано гиперссылками.
Опишем теперь этапы разработки программы управления рисками.
В начале разработки программы управления рисками прежде всего надо понять:
1. Как эти ценности распределены по организации?
2. Какие ценности фирмы экспонированы на риск?
3. Какие именно риски угрожают каждой ценности в отдельности, то есть каков актуальный рисковый спектр каждой ценности?
4. Как велики возможные потери каждого вида ценности от каждого риска в каждом структурном модуле (подразделении или должностной позиции) фирмы?
Во сколько может обойтись восстановление утраченной ценности, то есть какова стоимость возмещения каждой утраченной ценности в каждом подразделении фирмы?
5. Насколько вероятна реализация каждой экспозиции в планируемом периоде, то есть какова вероятность того, что та конкретная утрата или ущерб произойдут в планируемом периоде?
Иначе говоря, первый шаг риск-менеджера - это составление подробной профилированной рисковой карты фирмы. На этой карте показываются рисковые профили каждого модуля организационной структуры. Порядок составления этой карты следующий:
Шаг 1. Выбирается горизонт управления рисками, который определяется периодичностью достижения системообразующих целей организации и выполнения стратегии управления, принятой на планируемый период.
Программы управления рисками - это инструмент не самоценный, а лишь необходимый для достижения совокупности изменяющихся целей организации. Глубина управления рисками во времени не обязательно равна периоду, на который планируется стратегия управления фирмой. Чем больше эта глубина, тем дороже разработка программы, но тем дешевле управление риском на каждый месяц, квартал и т. д. Чем больше эта глубина, тем меньше ее точность.
Шаг 2. Строится организационно-структурная схема фирмы, для которой создается модель управления рисками. Организационная административная структура фирмы должна быть описана наглядно, непротиворечиво и полно. В схему следует включать только те модули (подразделения, должностные позиции и людей), которые связаны с рисками. Таким образом, каждому модулю, независимо от того, на каком уровне административной иерархии он находится, выделяется по отдельной колонке во всех будущих взаимосвязанных таблицах модели управления рисками. Это необходимо в связи с тем, что каждый модуль имеет свои собственные рисковые спектр и профиль, отличающиеся от аналогичных характеристик возглавляемых ими подразделений. Должность директора может занимать человек талантливый, утрата которого имеет особую окраску персонального риска. На этой же должности может работать обычный профессионал-администратор, которого можно довольно просто заменить. Риск-менеджер работает с конкретной информацией и конкретными рисками, поэтому ему приходится учитывать не только формальные свойства модулей, но и их текущие индивидуальные рисковые особенности. Именно поэтому все модули встраиваются в модель управления рисками индивидуальной колонкой. Эти колонки подключаются с разных уровней иерархии, образуя единую головку всех таблиц единой модели управления рисками.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7