Пути разрешения кризисных ситуаций в условиях риска
Стратегические планы предприятия реализуются в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания об отдаленной во времени среде реализации стратегии предприятия, о всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах. Все это суть выражения неопределенности как объективной формы существования окружающего нас мира. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или количественную оценку либо вызвать нежелательное развитие событий как предвидимое, так и неожиданное. В результате намеченная цель, ради достижения которой принимаются стратегические решения, не будет достигнута. Важной стратегической целью деятельности предприятия является достижение им экономической безопасности.
Программа управления рисками на фирме должна определять, как осуществляется работа по управлению рисками в превентивной деятельности и постфактум - когда нежелательное событие уже произошло, то есть должны работать специальные ситуационные программы управления кризисами.
Чтобы создать на фирме эффективную систему управления рисками, ее руководство должно сделать следующее:
- осознать, что фирма нуждается в более стратегичном, чем прежде, управлении и принять управленческую стратегию на необходимый период времени;
- ощутить потребность в управлении рисками хотя бы на интуитивном уровне;
- получить сводные данные о фактических потерях и их причинах за прошлые периоды;
- в самой общей форме спрогнозировать тенденцию изменения этих потерь на обозримое будущее;
- определиться с тем, приемлема ли прошлая практика спонтанного финансирования потерь и согласуется ли она с новой стратегией управления фирмой;
- принять решение о разработке пилотной программы управления рисками;
- назначить из числа высших руководителей фирмы ответственного руководителя проекта развития риск-менеджмента на фирме.
Под началом руководителя проекта должна быть организована работа зарождающейся или трансформирующейся службы управления рисками фирмы. Для разворачивания этой работы нужна поэтапная долговременная концепция. Все должно быть обобщено в единую концепцию с комплексной методикой.
Современный программный пакет MS Office позволяет описать комплексную программу управления рисками средствами, доступными обычному пользователю персонального компьютера (не программисту!) на уровне весьма масштабном и детальном. Для этого достаточно овладеть простым инструментом гиперссылок, который начиная с версии MS Office 97 позволяет соединять файлы различных программ этого пакета - и текстовые (MS Word), и расчетные (MS Excel), и презентационные (MS Powerpoint), и базы данных (MS Access). Кроме того, можно подключать и мультимедийные средства. Это позволяет риск-менеджеру самостоятельно и многосвязно описывать риски и их распределения по структурным модулям организации (то есть в итоге составлять карты риска), проводить расчеты необходимых расходов и источников финансирования, обоснованно составлять планы мероприятий и бюджеты для их проведения, подключать электронные таблицы и базы данных для проведения необходимых расчетов. Особенно важно то, что все это предоставляется во взаимоувязанном и наглядном виде на экране любого персонального компьютера без какого-либо специального софтвера. Такие модели может строить и модифицировать любой специалист, умеющий пользоваться пакетом MS Office на уровне чуть выше среднего! А понимать и анализировать получаемые данные может любое лицо, принимающее решение и владеющее компьютером на очень среднем уровне.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6