Анализ принципов управления в условиях переходной экономики позволил считать их действующими на стыке двух парадигм, одна из которых является осваиваемой новой, сопровождаемой поиском собственной специфики, а другая, сохраняется в силу определенной инерции, в результате чего уменьшается эффективность деятельности предприятий и замедляется переход на рыночные отношения.
Здесь обосновывается недопустимость соединения этих форм и принципов управления, как базирующихся на противоречащих друг другу парадигмах, и, тем более, неправомерным считается сам бизнес-план рассматривать в качестве определенной «трансформации техпромфинплана», хотя смешения подходов к управлению, используемых различными предприятиями, пока не избежать.
Решать вопросы планирования в переходной экономике действительно довольно сложно: вследствие общей экономической нестабильности, невозможности полноценного использования некоторых методов управления, реализуемых в рыночных условиях и необходимости поиска некоторых нетиповых для данной парадигмы решений. Неизмеримо возрастает и риск предпринимательской деятельности, в том числе, из-за несрабатываемости новых механизмов управления и приверженности прежним методам управления.
Но успехи развития рыночной экономики во многом зависят от того, как быстро все российские производители смогут понять логику ее развития и перейти на новые формы хозяйствования, научатся управлять по рыночному.
Результатами анализа, проведенного в дипломном исследовании, явилось обоснование скорейшего перехода отечественных предприятий на бизнес-планирование, которое позволяет даже неопытным предпринимателям достичь высокой эффективности деятельности, а также разработанная на базе отечественных и зарубежных рекомендаций и с учетом специфики российской переходной экономики - концепция самого бизнес-плана.
Подобное планирование оказывает стабилизирующее влияние не только на деятельность фирмы, но и на общественное развитие, способствует сокращению самого переходного периода к рыночной экономике. При разработке бизнес-планов нет необходимости придерживаться жесткой его структуры и копировать его содержание из зарубежного опыта. Важно также ориентироваться на достижение запланированного.
Предлагаемая, как пример, структура бизнес-плана, помимо титула и изложения цели исследования, содержит в себе следующие разделы: 1) описание фирмы и его подразделы: направление деятельности, товары (или услуги), организация и управление, кадры, целевое назначение кредита и его предполагаемая отдача (при использовании заемных средств); 2) маркетинг-план; 3) производственный план; 4) финансовый план и его подразделы: план-баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств; 5) управление рисками и приложения. Последнее включает в себя вспомогательные документы, прилагаемые в зависимости от ставящихся целей и специфики деятельности.
Для каждого из разделов даны рекомендации, касающиеся его содержания, в том числе, в некоторых случаях предложено использовать успехи зарубежного опыта, а в других - избегать подобных ориентаций.
Общей рекомендацией по разработке бизнес-плана является его лаконичность и доходчивость, не противоречие между составными частями и учет собственной специфики деятельности, своих интересов и потребностей.
Ввиду важности финансовой составляющей бизнес-плана, а также необходимости решения проблемы риска в условиях переходной экономики - соответствующий и более подробный анализ проводился в третьей главе данного исследования. Его результатами явился выбор форм и методов финансового планирования с учетом специфических особенностей современной российской экономики, состоящих в необходимости выживания и обеспечения устойчивого развития для предприятий даже в условиях высокой экономической нестабильности.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8