Мировое соглашение - это один из конструктивных способов устранения хозяйственного конфликта между должником и кредиторами. Тем не менее, на Украине, использование мирового соглашения на практике является крайне ограниченным - известны лишь единичные случаи ее составления. Поэтому нужно больше внимания уделять внедрению мирового соглашения в систему оздоровления предприятий.
Если хозяйственный суд принимает решение о проведении санации, то лицо управляющего санацией предлагают кредиторы. Через фигуру назначенного управляющего они контролируют имущество, финансовое состояние и деятельность предприятия. Однако, так кредиторы определенной мерой узурпируют власть над хозяйственным субъектом. Поэтому нужно законодательно усовершенствовать правовые аспекты санации так, чтобы владельцы и трудовой коллектив предприятия-должника имели реальные рычаги влияния на управляющего, в частности ввести принцип коллегиального проведения оздоровления предприятий и ответственности за его результаты. Одному человеку не по силам качественно осуществлять управление субъектом хозяйствования. Поэтому для предотвращения ошибок и предоставлению процессу большей объективности нужно увеличить количество управляющих санацией. Желательно, чтобы интересы каждой из сторон - должника, кредиторов, а также общества представлял отдельный управляющий санацией, т.е. общее их количество должно составлять три лица.
Процедура ликвидации предусматривает сложный правовой механизм реализации интересов кредиторов за счет предприятия-должника. Для ее усовершенствования необходимо предусмотреть административную ответственность ликвидаторов за неверную оценку ликвидационной массы и непрозрачную продажу имущества должника. Таким образом можно будет уменьшить количество злоупотреблений со стороны ликвидаторов, а также величину ущерба, которую они наносят предприятиям и их кредиторам.
Разорение предприятия всегда является трагедией и для его руководства, и для тех, кто вложил в него средства, и для тех, кто на нем работает.
Механизм банкротства призван смягчить отрицательные последствия провала для всех, сводя их к минимуму. Это может быть достигнуто, в частности, за счет использования страхования рисков невозвращения затрат, создание гарантийных фондов. Для своевременности расчетов с уволенными работниками может создаваться гарантийный фонд, который будет содержаться за счет соответствующих взносов всех предприятий. Арбитражный управляющий получает кредит в этом фонде и выплачивает уволенным выходное пособие, а после продажи имущества возвращает средства к фонду с низкими процентами. Эффективность использования таких механизмов подтверждена зарубежной практикой.
Развитие законодательства о банкротстве в разных странах мира послужило причиной потребности разработки определенных стандартов и важных принципов, которые являются необходимыми для применения в делах о банкротстве, важнейшими из которых являются следующие:
‒ законодательство по возможности должно обеспечить каждого предпринимателя понятными и открытыми правовыми средствами решения проблем задолженности;
‒ законодательство должно исключать любые формы вмешательства государства в процедуры банкротства;
‒ равное и не дискриминационное отношение должно быть обеспечено всем предпринимателям, которые принимают участие в процедурах банкротства как должники, так и кредиторы.
Модельный закон ЮНСИТРАЛ 1997 г. "О трансграничной неплатежеспособности" с рекомендациями относительно его введения в национальное законодательство считается важным документом для разработки соответствующих законодательных предложений в этой сфере.
Принципы и Рекомендации по вопросам эффективного банкротства и защиты прав кредиторов, разработанные Мировым банком в апреле 2000 г., могут стать необходимым элементом при создании справедливого режима банкротства, который бы отображал современные мировые тенденции.
В законодательстве ЕС действует специальный нормативный акт, который посвящен регулированию вопросов невозможности - это Регламент 2000/1346/ЕС от 29 мая 2000 г. О процедурах неплатежеспособности.
Обеспечивая справедливый режим регулирования в сфере банкротства, страна демонстрирует свою готовность к созданию равных условий и конкурентной среды для всех участников рынка, включая и иностранных предпринимателей. В этом контексте сближение законодательства Украины о банкротстве к стандартам ЕС и общепризнанных мировых принципов в этой сфере является важным фактором успешности проведения рыночных реформ и создания условий для интеграции экономики Украины в мировое и европейское хозяйство.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6