На Украине создан правовой механизм, который разрешает согласовывать интересы должника и его кредиторов, содействуя развития отечественной экономики. Основным законом, который регулирует правоотношение в сфере банкротства является Закон Украины от 30.06.99 г. № 784- XVІ "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом". Для согласования правовых проблем во время проведения процедуры банкротства также используют другие законодательные и нормативные акты.
Согласно содержанию Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" банкротство – это фактическая ликвидация предприятия с целью удовлетворения законных требований кредиторов. Именно кредитор занимает центральное место в правовой системе восстановления платежеспособности и банкротства предприятий. От его заинтересованности и действий зависит судьба должника. Тем не менее, кредиторы, как правило, реализуют свои законные интересы так, что восстановление платежеспособности заканчивается ликвидацией предприятия. Поэтому правовой механизм возобновления платежеспособности требует дальнейшего усовершенствования относительно аспектов гармонизации интересов заинтересованных лиц.
Закон содержит положение, которые могут быть расценены как дискриминационные. Согласно отдельным его положениям не все предпринимательские организации могут признаваться банкротами, чем подрывается один из фундаментальных принципов в сфере конкуренции - принцип равенства всех участников экономических отношений. Закон о банкротстве исключает казенные предприятия из круга субъектов законодательства о банкротстве.
Также нужно обратить внимание на то, что, кроме того, что этими положениями Закон фактически усиливает права кредиторов, он тем самым создает условия для защиты затратных и убыточных предприятий. Предприниматели здесь имеют все основания говорить о том, что правила конкуренции в стране или не работают, или являются несправедливыми.
Нельзя не оставить без внимания и то, что Закон о банкротстве предоставляет право местным органам самоуправления принимать решение о том, что процедуры банкротства относительно коммунальных предприятий не могут быть затронуты. Это положение находится в прямом конфликте с Конституцией Украины - местные органы власти на территории отдельных административных единиц или относительно своей собственности запрещают применять законодательство Украины.
Важной частью современных законов о банкротстве многих стран мира становятся положения о трансграничных банкротствах. Закон о банкротстве 1999 г. Содержит только одну статью общего характера, который касается участия в делах о банкротстве иностранных субъектов права. И вдобавок эта статья не содержит правил решения проблем задолженности предпринимателей, бизнес которых осуществляется в более чем одной стране. Внедрение соответствующих положений в реальные экономические отношения даст возможность уверить иностранных инвесторов в эффективности процедур банкротства и о существовании равных условий ведения бизнеса в Украине.
Посильную помощь должнику также могут предоставлять органы власти. Содержание данной помощи состоит в финансировании погашения обязательств перед кредиторами. Таким образом, должник, опираясь на государство, пробует прекратить развитие явления неплатежеспособности. Тем не менее погашение обязательств является не единым направлением использования предоставленного средства. Более эффективным будет направить их на устранение причин кризиса и создание условий для успешной хозяйственной деятельности. Своевременная реализация оздоровительных мероприятий разрешает избегнуть судебного разбирательства в деле о банкротстве и своевременном удовлетворении требований кредиторов.
В случае, если досудебная санация не принесла надлежащих результатов, которое привело к ухудшению кризиса на предприятии, кредиторы или должник могут сами возбудить дело о банкротстве. Украинское законодательство предусматривает четыре варианта судебных процедур относительно проведения дела о банкротстве предприятия, в частности распоряжение имуществом должника; мировое соглашение; санацию должника; ликвидацию банкрота.
Так процедура распоряжения имуществом должника должна оказывать содействие решению конфликта интересов между неплатежеспособным предприятием и его контрагентами, а также между, собственно, кредиторами, поскольку не считаясь с использование принципа очередности удовлетворения требований, каждый из них ведет борьбу за ту часть имущества, которая ему принадлежит по правую.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6