Весь мир находится сегодня в таких условиях, когда предприятия для выживания на рынке и обеспечение конкурентоспособности вынуждены вносить изменения в свою деятельность. В связи с этим, в работе профессора Ларионова И.К. вводится понятие "менеджмент изменений".
Суть менеджмента изменений в том, чтобы "на основе глубокого анализа реальных ситуаций в динамике найти формы и методы поиска ответа на постоянные изменения внешней среды и с помощью соответствующих мероприятий обеспечить свою жизнедеятельность". Это является основой для проведения планирования на предприятии как долгосрочного, так и средне- и краткосрочного, ведь единственным ответом на изменения внешней среды должны быть изменения в организации. Это может быть изменение маркетинговой направленности политики фирмы, продукции и услуг предприятия (изменение их качества, количества), модификация аппарата управления (сокращение ненужных или набор квалифицированных в данной области управленческих кадров), продажа или сдача в аренду оборудования, которое не используется, проведение мероприятий по погашению дебиторской и просроченной кредиторской задолженности или такой, срок выплаты которой наступает.
Толчком к изменениям как правило являются кризисные ситуации. На этом этапе особенно важно выявить настоящую причину кризиса и избирать такую стратегию выхода из него, которая будет наилучшей в данных условиях хозяйствования предприятия.
Но ошибочно было бы начинать искать пути выхода из кризиса, когда он уже наступил. Антикризисное управление начинается с зарождением идеи создания предприятия и длится к прекращению его деятельности как непрерывный процесс.
Но существует проблема в этой сфере, которая состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты на ранних стадиях управления, пока процесс развития кризиса еще возможно остановить. С другой же стороны, решения, принятые на ранних стадиях, базируются на слабых и не всегда достоверных сигналах о возникновении отрицательных тенденций в развитии предприятия.
Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, которая отображает актуальное состояние производственной системы. Однако в этом случае времени для изменений в организации с целью преодоления кризиса мало.
Поиск путей выхода из кризиса связан с устранением причин, которые вызвали ее возникновение. Точная, комплексная и своевременная диагностика состояния предприятия и его положение на рынке должны быть первым этапом в разработке антикризисной стратегии управления предприятием.
При анализе внешней среды целесообразно выделить два этапа:
‒ анализ макроокружения, которое можно условно поделить на четыре сектора: политический, экономический, социальный и технологический;
‒ анализ рынка (маркетинговые исследования), который включает анализ спроса и предложения, конкурентной среды, возможного появления на рынке новых товаров и т.п.
Вместе с анализом внешней среды должен быть проведен также анализ его действительного состояния. Такой анализ должен содержать:
‒ анализ платежеспособности;
‒ анализ состояния и структуры капитала;
‒ анализ оборотности (деловой активности);
‒ анализ рентабельности;
‒ другие составы в зависимости от направления деятельности предприятия и конкретных условий его функционирование.
Также должен быть проведен анализ ресурсов и возможностей предприятия, целью которого являются предотвращение установления недосягаемых или заниженных целей.
На этапе анализа состояния организации разные источники делают ударение на необходимости проведения SWOT-анализа (strength - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunіtіes - возможности и threats - угрозы), который поможет лучше понять и графически отобразить положение предприятия в конкурентной среде.
Важным элементом разработки стратегии предприятия являются его цели, ведь разработка и реализация стратегии является методом достижения целей организации. В зависимости от того, какая поставлена цель на следующий плановый период должна быть избрана и соответствующая стратегия по их достижению.
В любой организации существует несколько уровней целей, которые представляют собой иерархию целей. Цели высокого уровня ориентированны на долгосрочную перспективу. Они дают возможность менеджерам понимать влияние тактических решений на долгосрочные показатели предприятия.
Цели более низкого уровня ориентированные на средне- и краткосрочную перспективу и является средством достижения целей более высокого уровня.
Обобщая вышеупомянутые положения анализа предприятия, можно выделить три состава, которые должны быть результатом анализа внутренней и внешней среды и учитываться при выборе оптимальной стратегии для данного предприятия:
Перейти на страницу:
1 2 3