Фирма, входящая в такую систему горизонтальной или вертикальной интеграции, называется франчайзером. В основе лицензионных соглашений - франчайзинга, позволяющих осуществлять реализацию определенного вида продукции (franchise - английский термин, означающий право голоса, право продавать товар от имени определенной фирмы), может лежать использование торговой марки, право продажи уникального стандартизированного продукта - услуги, право пользоваться патентом.
Компании социально-культурного сервиса и туризма могут быть включены в такого рода объединения, которые имеют в своей основе собственность на капитал, какими являются конгломераты. Инициаторами создания конгломератов обычно выступают крупные компании различных отраслей и сфер деятельности, в частности нефтяные, обладающие значительными объемами финансовых средств и стремящиеся диверсифицировать свой продукт.
Компании в сфере сервиса, деятельность которых выходит за пределы национальных границ, имеющие филиалы в других странах, кроме страны регистрации, называют транснациональными корпорациями. Объединения компаний в сфере сервиса, базирующихся в различных странах, принято называть межнациональными компаниями. Относительно небольшие компании в сфере сервиса, базирующиеся в разных странах, для проникновения на иностранные рынки довольно часто создают совместные предприятия (СП).
К контрактной форме объединений относят объединения, создаваемые в виде консорциумов. В отличие от сетевых франчайзинговых форм объединений, в которых поддерживаются общие стандарты качества предлагаемых продуктов, независимые компании, входящие в консорциумы, самостоятельно принимают решения по видам предлагаемых продуктов и поддержанию собственных стандартов качества. Преимущества вхождения в консорциумы состоят в том, что в этом случае создаются общие органы, осуществляющие функции маркетинга, снабжения и сбыта, подготовки персонала, возможно согласование политики цен. Консорциумы создают общие информационные сети, сети резервирования мест в гостиницах.
Особенностью компаний в СКСявляется относительно непродолжительный жизненный цикл значительной части видов продуктов, производимых в этой сфере. Это имеет своим результатом то, что жизненный цикл самих компаний в СКС, специализированных на определенных видах продукта, также является относительно непродолжительным. Жизненный цикл продукта включает в себя несколько стадий. Обычно выделяют следующие стадии: выпуск нового продукта на рынок (введение), рост объемов производства и реализацию нового продукта (рост), стабилизацию объемов реализации продукции (зрелость), снижение спроса на продукт и объемы продаж (закат).
Продолжительность жизненного цикла продукта в СКС может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Случаи, когда жизненный цикл производимого продукта в сфере СКС исчисляется десятками лет, достаточно редки и представляют собой, скорее, исключения. Нужно заметить, что в традиционных отраслях материального производства жизненный цикл продукта, как правило, заметно продолжителен и может длиться многие десятилетия. Если компания глубоко специализирована на производстве относительно небольшого количества сходных продуктов, жизненный цикл которых приходит к своей завершающей стадии, и изменение специализации, перепрофилирование этой компании оказывается затруднительным или невозможным, то завершение жизненного цикла продуктов (или продукта) означает одновременно завершение жизненного цикла самой компании.
Особенности организаций, действующих в сфере социально-культурного сервиса за рубежом, требуют деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8