Выделим
четыре мотива приобретений
:
- заполнение пробелов в производственной цепочке;
- инвестирование избыточных средств;
- укрепление делового партнёрства;
- стремление удовлетворить свои амбиции, желание создать свою империю.
Если вы стремитесь заполнить пробел в производственной цепочке, тогда ваша цель состоит в приобретении недостающих производственных мощностей, без которых невозможно удовлетворить те или иные потребности или же полностью задействовать имеющиеся каналы реализации.
Инвестирование избыточных финансовых средств зачастую выступают в качестве побудительного мотива приобретения в период подъёма экономики, когда имеется большой избыток денег. Например, если у фирмы, за которой вы наблюдаете, менеджмент организован плохо, и вы решите, что сможете быстро увеличить доходы, купив её и поставив во главе новое руководство, тогда подобные действия могут открывать большие деловые возможности. В такой ситуации инвестиции представляются весьма желательными.
Третьим рациональным мотивом приобретения является желание укрепить хозяйственную организацию. В этом случае объекты приобретения могут быть различными: конкурирующая фирма, поставщик, новый канал реализации или новая технология. Приобретение конкурирующей фирмы с целью завладения большей долей рынка оправдано лишь в тех случаях, когда есть реальная возможность получить существенную экономию средств в сфере реализации производства.
Независимо от мотивов приобретения предполагаемый покупатель должен оценить стоимость возможной покупки как базы для ведения переговоров. Данные свидетельствуют, что 80 % всех покупок уже через два года рассматриваются покупателями как неудачные, в то время как практически такое же число продавцов высказывают удовлетворение по поводу совершившейся коммерческой операции. Приобретение – весьма сложное искусство, поскольку здесь следует одновременно проявить как стратегическое мышление, так и умение действовать оперативно. Часто ошибка покупателей заключается в том, что они недооценивают стратегического положения и производственных возможностей приобретаемого дела. Одна из важнейших задач, стоящих перед покупателем, заключается в оценке стратегической привлекательности приобретаемого дела.
Два предприятия с одинаковым уровнем дохода на инвестиции могут существенно отличаться друг от друга с точки зрения состояния и эффективности использования имеющихся факторов производства (табл.1.1).
Таблица 1.1 - Сравнительные показатели коммерческой деятельности двух компаний
Показатель |
Компания А |
Компания Б |
Уровень дохода на инвестиции |
20 % |
20 % |
Доля рынка |
небольшая |
большая |
Относительная доля рынка |
небольшая |
большая |
Относительный уровень качества продукции |
низкий |
высокий |
Отношение капитала к величине оборота |
высокое |
низкое |
Величина оборота на одного занятого |
низкая |
высокая |
Добавленная стоимость на одного занятого |
средняя |
средняя |
Рыночный рост |
низкий |
высокий |
Перейти на страницу: 1 2 3
|