Термин "консультант" является общим и может
относиться к любому человеку или организации, дающей консультации тем, кто
принимает решения. Эта консультация может быть представлена в различных формах
и касается любой области человеческой деятельности и интересов (1).
Если говорить о базовом понятии термина консультант, то
можно согласиться с формулировкой, изложенной в одной из работ российских
авторов: "Консультант " специалист в конкретной области, обладающей
знаниями, аналитическими и диагностическими навыками, способностью творчески
применить их при решении проблем клиента и соблюдать этические нормы и
стандарты профессии".
В последнее время все чаще и чаще можно слышать о
корпоративных кодексах компаний.
С одной стороны, создание внутрикорпоративного кодекса
поведения, не является необходимым условием для организации большинства
внутрикорпоративных процессов. Во многих компаниях существуют положения и
инструкции, определяющие и регулирующие внутренний распорядок работы
организации, описывающие принципы работы с филиалами и отделениями, которые, по
сути, и фиксируют внутрикорпоративные нормы поведения.
С другой стороны, наряду с должностными инструкциями и
положениями всегда в компаниях присутствовали неписаные правила игры между
сотрудниками, руководством, клиентами и т.д. Корпоративный кодекс позволяет
повысить эффективность деятельности компании путем увязывания в единый комплекс
существующих в компании официальных инструкций и этих неписаных правил.
Таким образом, создание внутрикорпоративного кодекса
позволяет решить ряд задач: оформить и закрепить сложившуюся корпоративную
культуру, зафиксировать единые корпоративные стандарты и общие принципы ведения
бизнеса, укрепить свой внешний имидж, продемонстрировать своим инвесторам и
клиентам наличие определенных стандартов корпоративного управления, привлечь в
компанию близких ей по духу сотрудников.
В соответствии со ст.30 Конституции РФ граждане имеют право
на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов.
Свобода, деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может
быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Согласно
ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональный союз - это
добровольное объединение граждан, связанных общими производственными,
профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (5).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные
профорганизации и их органы представляют и защищают права и интересы членов
профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений,
а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы
работников независимо от членства в профсоюзах, в случае наделения их
полномочиями на представительство в установленном порядке (ст.11 Федерального
закона от 12 января 1996 г).