Любая
организация немыслима без работающих в ней людей. Люди, работающие в
организации, их личностные характеристики и качества – это тот элемент, от
которого зависит эффективность работы организации. Сотрудники организации
образуют ее внутреннюю социальную систему, включающую в себя как отдельных индивидов,
так и целые группы. Люди (сотрудники) – это живые, думающие, чувствующие
существа, деятельность которых направлена на достижение поставленных перед
организацией целей. Необходимо помнить, что организация существует, чтобы
служить людям, и никак не наоборот.
Во многих
организациях процесс управления кадрами, можно сказать, автоматизирован, что,
учитывая особенности нашего современного мира, абсолютно неэффективно. Чтобы
выдержать конкуренцию, плодотворно развиваться и реализовываться, организации
нужны, во-первых, грамотно подобранные сотрудники, а во-вторых, – и это
наиболее значимо – не «заброшенные». Ведь очень часто можно видеть, как в
организациях не уделяется должного внимания к молодым сотрудникам, не решаются
вопросы по развитию уже работающих и т.д. Люди ощущают себя не нужными,
заброшенными и уходят. А организация тратит время и средства на замену
сотрудника и ничуть не выигрывает от этого, так как уровень ее развития при
этом остается прежним, если не снижается. Стоит ли говорить здесь об
актуальности работы с персоналом, об его изучении и развитии? Ведь это вклад
организации в саму себя, и этот вклад продвигает ее на новый уровень.
Проблема
изучения основных психологических характеристик сотрудника и их использования в
управлении организацией сейчас представлена недостаточно полно. Научная
литература по подготовке менеджеров редко включает в рассмотрение вопрос об
изучении сотрудников и использовании этой информации в управлении. Чаще вопрос
рассматривается уже – изучение мотивации, пригодности к профессии. О личности
пишут редко и все больше из личного опыта, полноценных научных работ встретить,
к сожалению, не удалось.
В качестве
объекта нашего исследования выступило организационное поведение сотрудников.
Предметом работы стали основные психологические характеристики сотрудников,
проявляющиеся в рабочем поведении.
Целью
работы явилось изучение основных психологических характеристик личности в
рабочем поведении и возможности их использования в управлении организацией.
Для достижения
цели нами были выдвинуты следующие задачи: изучить общие положения о природе
человека и природе организаций, рассмотреть модели организационного поведения
сотрудников и их профессиональные кризисы, изучить возможности оценки основных психологических
особенностей и рассмотреть их использование в управлении организацией.
В процессе
работы мы использовали метод анализа научной литературы. Нами были проанализированы
труды таких известных в области психологии менеджмента и подбора персонала
авторов, как Питер Ф. Друкер, Т.С. Кабаченко, А.В. Карпов, Е.Г. Молл, Л.Г.
Почебут и В.А. Чикер, Н.Я. Сацков.
Психологические
характеристики личности и их учет в работе менеджера