Одним из наиболее актуальных заданий современного развития
экономики Украины является создание условий эффективного и динамичного перехода
к рыночным отношениям. При этом очень важным вопросом является реорганизация
чрезмерной концентрации и монополизации производства, совершенствование организационных
и структурных отношений, пересмотр устарелых командных экономических связей и
методов управления.
Практическое решение проблем, связанных с необходимостью
обеспечения нормальной работы предприятия не только на сегодняшний день, но и в
перспективе зависит от уровня освоения методологии и методов стратегического
управления.
Понятие “стратегия” в отрасли управления предприятием как
социально-экономической системой предполагает долгосрочный комплексный план действий
руководства соответствующим коллективом, направленный на достижение миссии
организации. Стратегия предприятия является основой стратегического
планирования, с помощью которой на предприятии
решается комплекс проблем, связанных
с целенаправленной переориентацией выпуска продукции новой номенклатуры и
ассортимента, применением новых технологий, развитием маркетинга,
совершенствованием структуры управления, своевременной и качественной подготовкой
и переподготовкой кадров.
Проблемы формирования стратегических направлений деятельности предприятий
Украины связаны не столько с освоением новых рынков, сколько с общим
экономическим кризисом в стране. Другими словами речь идет об антикризисном
управлении в условиях спада производства и нестабильности экономики.
Условия функционирования предприятий и организаций на сегодняшний день
резко изменяются на макро- и микроэкономическом уровне. Даже в условиях
переходной экономики, не говоря уже о рыночной, неприемлемыми становятся
жесткое администрирование, традиционно «социалистические» методы планирования на
перспективу от достигнутого уровня, ориентация не на рыночные потребности, а
лишь на возможности производства и т.д. Это означает, что каждому предприятию
теперь необходимо самостоятельно решать проблемы, которые раньше или не
возникали, или решались другим способом на другом уровне.
Деловая стратегия, которая разрабатывается на уровне бизнес-единицы
предприятия или его хозяйственного подразделения, работающего на определенном товарном
рынке, имеет гораздо более конкретный характер, чем корпоративная стратегия, и может
быть представлена в виде конкретного плана или программы ее реализации.
В этих сложных условиях многие отечественные предприятия считают, что
разработка и внедрение стратегии развития их бизнеса преждевременна.
«Объективность» такого мнения крайне ошибочна, а неспособность предвидеть и
отсутствие информации об имеющихся методах и приемах антикризисного управления
и планировании при спадах производства и его нестабильность зачастую может
привести к полному банкротству предприятия. Только успешное овладение методами
и подходами современного управления с учетом постоянно изменяющихся условий
рынка позволит предприятиям работать стабильно и обеспечить им перспективу
роста.
Объектом дипломного
проектирования, на примере которого рассмотрены вопросы формирования стратегии
деятельности предприятия в современных условиях, является ОАО «Симферопольский
завод пластмасс».
Стратегия предприятия как основа
развития его деятельности