Любое предприятие функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка предприятие получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.
Для проведения подобного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).
Такие матрицы приведены в виде таблицы 3.3.1 и таблицы 3.3.2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для предприятия: высокое, среднее, низкое.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Таблица 3.
1
.
-
Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Вероятность
Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Слабая |
Сильное |
Улучшение уровня жизни населения;
Изменение рекламных технологий |
Появление новых поставщиков |
Снижение налогов и пошлин |
Умеренное |
Разорение и уход фирм-продавцов;
Развитие информационной отрасли |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию;
Совершенствование менеджмента |
Уменьшение императивных норм законодательства;
Снижение безработицы |
Слабое |
Неудачное поведение конкурентов;
Изменения моды |
Совершенствование технологии производства |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
Таблица
3.
2
.
-
Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Вероятность
Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
Изменение правил ввоза продукции |
Сбои в поставках продукции;
Рост темпов инфляции;
Появление товаров-субститутов |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;
Скачки курсов валют |
Умеренное |
Снижение уровня жизни населения;
Рост налогов и пошлин |
Изменение покупательских предпочтений;
Ужесточение законодательства |
Появление принципиально нового товара;
Появление новых концернов |
Слабое |
Изменение уровня цен;
Рост безработицы |
Появление новых фирм на рынке;
Усиление конкуренции |
Национализация бизнеса;
Ухудшение политической обстановки |