В.В.Ременников дает такую формулировку особенностей управленческого решения: «Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленный на достижение целей организации».
Рассмотренные выше определения, выражают те особенности управленческих решений, которые позволяют среди всех принимаемых решений обособить их в отдельную группу.
Спецификой управленческих решений является то, что все признаки решений вообще (цели, методы их достижения, последствия) носят не личный, а общественный характер, и тем самым меняются условия их принятия и требования к субъекту, принимающему решения.
Цели. Лицо, принимающее решение (или группа лиц), должно руководствоваться не личными интересами, а только потребностями коллектива. Такие потребности не всегда одинаковы, поэтому выбор лица, принимающего решение, зависит от его статуса в данной организации.
Методы достижения. Управленческое решение в отличие от других решений требует участия коллектива если не для принятия, то для его реализации. Возникает проблема разделения труда между участниками этого процесса, необходимости координации их усилий. Вот почему обязательным условием принятия правильного управленческого решения является профессионализм субъекта, принимающего решения, т.е. наличие у него определенного объема знаний. Характер этих знаний зависит от того, какую должность занимает лицо, принимающее решение, и в какой сфере он функционирует. Чем выше уровень принятия решения, тем большую роль играют управленческие знания и меньшую — специальные.
Последствия. Управленческое решение влечет последствие не столько для того, кто принял решение, сколько для организации в целом. Отсюда колоссально возрастает ответственность лица, принимающего решения, и совершенно иначе выглядит степень риска, на которую оно имеет право.
Управленческое решение — это комплексное явление, включающее психологический, информационный, юридический и организационный аспекты.
Психологический аспект позволяет рассматривать решение как проявление логико-мыслительной деятельности субъекта, направленной на разрешение проблем организации, включающей разнообразные поведенческие черты.
Информационный аспект означает, что успешное принятие решения возможно только при наличии достоверной (своевременной) информации, поступающей на каждом этапе принятия решения в нужном объеме и подвергающейся необходимому преобразованию.
Юридический аспект состоит в том, что любое решение с точки зрения законов и нормативных актов должно быть корректным как по содержанию, так и по форме.
Организационный аспект предопределяет осуществление определенных действий, направленных на разработку и реализацию решения (создание системы коммуникаций, организация обсуждения проблемы, инструктаж коллектива, мотивация и контроль).