Построение, согласование и обоснование формальных моделей планирования и управления в условиях плановой экономики не являлись приоритетным направлением организационных исследований.
Усложнение производства и его организационной структуры, приводит к тому, что руководители теряют прямой личный контроль над основными элементами процесса производства. Эффективное руководство все больше нуждается в широкой, достоверной и оперативной информации. Чтобы избежать субъективизма в важных выводах и исключить возможность появления планов, не обеспеченных ресурсами, необходимо уметь количественно оценивать и прогнозировать результаты производства и качество хозяйственных решений.
Одни специалисты утверждают, что современные подходы к планированию и управлению непременно требуют построения формальной модели системы. Действительно, без четкого описания классов производств и отраслей, параметров управления, целей и ограничений трудно обеспечить успешное обсуждение разных аспектов функционирования систем, требующее привлечения специалистов различного профиля.[9]
Другие специалисты считают, что формальное описание достаточно сложных систем невозможно (а некоторые добавляют - и не нужно). И эти высказывания не лишены смысла. Если формализацию сводить к математическому описанию системы, то оно действительно, как правило, сложно и громоздко, не всегда возможно в привычных терминах и понятиях и, может быть, не всегда к нему следует стремиться.
Проблема заключается в том, что в настоящее время уже нельзя говорить о реалистичном подходе к задачам проектирования и управления, если после предварительных этапов осознания и постановки проблемы в содержательных терминах не выбраны параметры управления и, по крайней мере, качественно не оценены цели. Говоря о формальной модели выбора проектного решения, отнюдь не требуется явного, а тем более априорная информация о свойствах класса задач, которому принадлежит исследуемая проблема, и четкой записи задачи, из которой следовало бы, что задано и что
требуется найти.
В практике постановки и решения организационных и управленческих задач наблюдается следующее, на первый взгляд, парадоксальное явление. Весьма редко выбор решения, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым проектировщиками, может быть проведен однозначно. Чаще встречаются две другие ситуации: либо нет ни одного решения, удовлетворяющего всем требованиям, либо таких решений много. С первой ситуацией встречаются при чрезмерно жестких требованиях к проекту или при не полностью выявленных и учтенных резервах, обеспечивающих реализацию проекта. Чтобы задача стала разрешимой, следует либо ослабить ограничения, либо (что обычно предпочтительней) увеличить количество параметров управления - число степеней свободы - и обеспечить, таким образом, дополнительные возможности выполнения требований. В любом из этих случаев реализуется, как правило, вторая ситуация, когда число допустимых планов велико, а возможно, и бесконечно. Возникает вопрос, какой из этих планов принять к реализации?
Может оказаться, что любой допустимый вариант приемлем. Внимательный анализ существа задачи обычно отвергает этот случай. Помимо требований, сформулированных заранее проектировщиком, допустимые альтернативы обладают еще рядом характеристик, значения которых (может быть, не в такой мере, как исходные условия) отнюдь не безразличны для проектировщика. Здесь снова возможны два подхода:
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6