Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию - об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Понятие внешней среды складывается из двух составляющих: факторов макросреды и факторов непосредственного окружения фирмы.
Анализ факторов внешней среды организации.
К факторам макросреды обычно относят экономическое состояние страны (Е - факторы); политико-правовой аспект (Р - факторы); социальное и культурное окружение (S - факторы); научно-техничедкое и технологическое развитие общества (Т - факторы).
Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы -темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.
Для ООО «Центр Телеком» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины на необходимое оборудование, приобретаемое за рубежом; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.
Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы. Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в ЦФО, в т.ч. тарифное регулирование цен, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для получения консультаций и обучения на предприятиях поставщиков.
Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.
Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом. [3]
На деятельность ОАО «Центр Телеком» огромное влияние оказывает развитие научно-технического прогресса в области информационно-коммуникационных технологий.
Анализ воздействия политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на ОАО «Центр Телеком» приведен в табл. 4.
Таблица 4
Анализ воздействия внешней среды на ОАО «Центр Телеком»
Фактор |
Возможность |
Угроза |
Политические факторы (Р - факторы) |
Изменение императивных норм законодательства
Изменение правил ввоза продукции |
Сильное влияние со стороны органов власти
(тарифное регулирование цен государством) |
Экономические факторы (Е-факторы) |
Индексация ЗП
Снижение налогов и пошлин
Уменьшение таможенных пошлин на закупаемое оборудование
Благоприятное изменение валюты |
Рост инфляции
Изменение уровня цен
Рост налогов и пошлин
Увеличение таможенных пошлин на закупаемое оборудование |
Социокультурные факторы (S-факторы) |
Изменение моды
Улучшение уровня жизни
Рост потребности в информации |
Изменение покупательских предпочтений |
Технологические факторы (Т-факторы) |
Расширение рекламной деятельности
Оказание дополнительных услуг
Применение современных технологий
Расширение ассортимента услуг |
Появление новых конкурентов
Опасность со стороны существующих конкурентов |