Сегмент рынка – это процесс разделения потребителей на группы с учетом различных принципов и факторов сегментирования. В процессе сегментирования выявляются сегменты рынка.
Сегмент – это группа потребителей, одинаково реагирующих на товар. Сегмент рынка оценивают рядом характеристик (описывают профиль сегмента): число возможных потребителей, емкость рынка, потребительские цены и т. д.
Основной характеристикой сегмента является емкость – количество изделий, которое может быть продано за год.
Начинаем сегментирование рынка с выявления основных принципов и факторов сегментирования рассматриваемого изделия. Прежде всего, рассматриваем:
- географические факторы городов: Киев – 2 000 000 человек, Харьков 16 00 000 человек;
- демографические факторы: семьи (со средним и высоким доходом), частные фирмы.
Результаты сегментирования рынка, описание профиля каждого сегмента, расчетов полной потребности (общей потребности всех покупателей (потенциальных) без учета степени потенциальной насыщенности спроса – наличного количества таких товаров в эксплуатации) и расчетов общей годовой емкости сегментов и всего рынка (количество изделий, которое потребуется в год с учетом степени насыщенности спроса и сроков повторения покупок) приведены в таблице № 1.
Города |
Население, чел |
1. Семьи |
2. Частные фирмы |
Итого: полная потребность Sполн., шт. |
Годовая емкость S шт./год (округленно) |
Количество семей |
Со средним и высоким доходом |
Частные фирмы N2 |
Кохв.2 |
m2, шт. |
Sполн.2, шт. |
% семей |
Количество семей N1 |
КОХВ.1 |
m1, шт. |
Sполн.1, шт. |
Киев |
2000000 |
500000 |
30 |
150000 |
0,8 |
1 |
120000 |
3000 |
0,6 |
1 |
1800 |
121800 |
20300 |
Харьков |
1600000 |
400000 |
20 |
80000 |
0,7 |
1 |
56000 |
2000 |
0,4 |
1 |
800 |
56800 |
9470 |
Итого |
3600000 |
900000 | | | | |
176000 | | | |
2600 |
178600 |
29770 |
Таблица № 1
Примечания к таблице:
Средний размер семьи – 4 человека;
Средний срок повторения покупки Тпок = 6 лет (для всех сегментов);
Годовая емкость рынка Украины может быть рассчитана следующим образом (укрупнено, пропорционально количеству населения):