Сегментирование рынка

Сегмент рынка – это процесс разделения потребителей на группы с учетом различных принципов и факторов сегментирования. В процессе сегментирования выявляются сегменты рынка.

Сегмент – это группа потребителей, одинаково реагирующих на товар. Сегмент рынка оценивают рядом характеристик (описывают профиль сегмента): число возможных потребителей, емкость рынка, потребительские цены и т. д.

Основной характеристикой сегмента является емкость – количество изделий, которое может быть продано за год.

Начинаем сегментирование рынка с выявления основных принципов и факторов сегментирования рассматриваемого изделия. Прежде всего, рассматриваем:

- географические факторы городов: Киев – 2 000 000 человек, Харьков 16 00 000 человек;

- демографические факторы: семьи (со средним и высоким доходом), частные фирмы.

Результаты сегментирования рынка, описание профиля каждого сегмента, расчетов полной потребности (общей потребности всех покупателей (потенциальных) без учета степени потенциальной насыщенности спроса – наличного количества таких товаров в эксплуатации) и расчетов общей годовой емкости сегментов и всего рынка (количество изделий, которое потребуется в год с учетом степени насыщенности спроса и сроков повторения покупок) приведены в таблице № 1.

Города

Население, чел

1. Семьи

2. Частные фирмы

Итого: полная потребность Sполн., шт.

Годовая емкость S шт./год (округленно)

Количество семей

Со средним и высоким доходом

Частные фирмы N2

Кохв.2

m2, шт.

Sполн.2, шт.

% семей

Количество семей N1

КОХВ.1

m1, шт.

Sполн.1, шт.

Киев

2000000

500000

30

150000

0,8

1

120000

3000

0,6

1

1800

121800

20300

Харьков

1600000

400000

20

80000

0,7

1

56000

2000

0,4

1

800

56800

9470

Итого

3600000

900000

176000

2600

178600

29770

Таблица № 1

Примечания к таблице:

Средний размер семьи – 4 человека;

Средний срок повторения покупки Тпок = 6 лет (для всех сегментов);

Годовая емкость рынка Украины может быть рассчитана следующим образом (укрупнено, пропорционально количеству населения):