PEST – анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. (таблица 1.5)
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
- политико-правовые;
- экономические;
- социокультурные;
- технологические.
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.
Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Таблица 1.5
PEST
– анализ факторов макросреды
Политика |
P |
Экономика |
E |
1. |
Правительственная стабильность |
1. |
Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) |
2. |
Изменение законодательства РФ |
2. |
Уровень инфляции |
3. |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
3. |
Курс национальной валюты и ставка рефинансирования |
4. |
Налоговая политика |
4. |
Уровень безработицы |
Социум |
S |
Технология |
T |
Окончание таблицы 1.5 |
1. |
Демографические изменения |
1. |
Государственная техническая политика |
2. |
Изменение структуры доходов |
2. |
Значимые тенденции в области НИОКР |
3. |
Отношение к труду и отдыху |
3. |
Новые патенты |
4. |
Социальная мобильность населения |
4. |
Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий) |
| | | | | |
Для проведения анализа деятельности в области стратегического управления проводится анализ стратегического управления предприятия, анализ организационной структуры предприятия, оценка организационной культуры.
Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Стратегический контроль направлен на выяснение того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей.
Использование данных методов позволит проанализировать текущее состояние предприятия, его положение и сделать определенные выводы о его достоинствах и недостатках в сфере стратегического управления.
Таким образом, в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Если в прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Перейти на страницу:
1 2 3 4