Существует несколько подходов к определению этапов разработки. Одни подходы основаны на очень подробной схеме составления бизнес-плана, и в этом случае этапов очень много – от 10 до 20 и более. Другие основаны на выделении крупных блоков в составлении бизнес-плана, и в этом случае этапов очень мало – пять.
Можно рассмотреть два подхода: более подробный и менее подробный.
При более подробном подходе алгоритм составления бизнес-плана содержит наиболее общие стадии процесса планирования нового дела. Данный алгоритм еще называют планом действий по разработке бизнес-плана. При достижении определенного опыта на основе данного алгоритма можно составить свой план действий (с учетом специфики сферы деятельности предприятия или проекта). Однако при разработке бизнес-плана в какой-либо новой сфере деятельности лучше придерживаться данного (или подобного) подробного варианта, так как он позволит наиболее всесторонне изучить новый объект приложения сил.
При детальном подходе выделяют следующие этапы в процессе разработки бизнес-плана:
Этап 1. Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале реализации нового проекта или разработке нового бизнес-плана.
Этап 2. Формирование цели нового бизнеса или нового проекта.
Этап 3. Формирование представлений о бизнес-плане и его структуре.
Этап 4. Поиск источников необходимой информации.
Этап 5. Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способностей) для начала новой деятельности.
Этап 6. Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля предприятия).
Этап 7. Исследование потенциального рынка сбыта.
Этап 8. Разработка предварительного прогноза продаж.
Этап 9. Территориального размещение бизнеса.
Этап 10. Разработка маркетингового плана.
Этап 11. Разработка календарного плана.
Этап 12. Разработка производственного плана.
Этап 13. Выбор организационно-правовой формы и юридического статуса.
Этап 14. Разработка организационного плана.
Этап 15. Принятие решения о персонале.
Этап 16. Разработка финансового плана.
Этап 17. Разработка плана страхования рисков деятельности.
Этап 18. Подготовка делового резюме бизнес-плана.
Этап 19. Оформление бизнес-плана.
Этап 20. Презентация бизнес-плана.
Этап 21. Принятие решения о начале деятельности.
При втором подходе, как же говорилось выше, выделяют более крупные блоки. Но эти блоки, по сути, содержат те же этапы, что и в предыдущем подходе. Данный вариант больше подходит для опытного пользователя.
Выделяют пять этапов:
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- инициативы – сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
- критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
- инструмента управления – руководящего требования к действиям, определения направлений бизнеса;
- координации – обеспечения бесконфликтных отношений лиц, принимающих решение, согласования работ специализированных подразделений;
- контроля – сопоставления оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
На третьем этапе после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. В бизнес-плане можно выделить следующие разделы: