Применение АВС-анализа позволит осуществить сегментацию, которая даст возможность применять определенные методы влияния на должников. Применение кредитных лимитов позволит контролировать процесс возникновения задолженности и сделает его контролируемым. Сочетание этих двух методов позволит эффективно контролировать дебиторскую задолженность предприятия и разрабатывать эффективные мероприятия по ее сокращению.
Необходимо структурировать покупателей на группы по степени надежности. Для планирования поступления денежных средств от компаний-дебиторов необходимо вести учет времени погашения дебиторской задолженности, а также по каждому дебитору вести статистику нарушения сроков, указанных в договоре. Как правило, просрочки платежа не превышают нескольких дней. Поэтому время поступления денежных средств от дебитора определяется как срок погашения задолженности по договору плюс среднее время просрочки.
Дополнительно мотивировать своих покупателей на своевременное исполнение обязательств можно осуществить с помощью введения рейтинговой системы. Для каждого рейтинга определить кредитные условия (цену реализации, срок отсрочки платежа, систему скидок и штрафов, максимальный размер коммерческого кредита) и предоставить клиентам компании информацию о принципах присвоения рейтингов и кредитных условиях по каждому из рейтингов.
Можно порекомендовать при управлении дебиторской задолженностью также учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед вашим дебитором. Зачастую оказывается, что можно провести взаимозачет и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность.
Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности.
С точки зрения финансового механизма функционирования предприятия предпочтительным представляется некоторое превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Это позволяет предприятию в большей степени использовать чужие ресурсы для решения собственных проблем. Предпочтительнее, если коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности превышает коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; такое соотношение свидетельствует о том, что предприятие кредитуется на более выгодных условиях, чем кредитует своих дебиторов. В Концерне «Калина» такое соотношение наблюдается, правда величина превышения совсем не велика (К о.д.з.(д)=6,7, К о.к.з.(д)=6,48).
В рамках управления кредиторской задолженностью целесообразно идти по пути замедления оборачиваемости кредиторской задолженности. Прочное финансовое положение компании и завоеванный положительный имидж может позволить «Калине» на более льготных условиях пользоваться кредитами, получать всевозможные рассрочки и отсрочки.
У Концерна велики товарно-материальные запасы (на сумму 1834188 тыс. руб.). Содержание запасов стоит денег. Это расходы на складирование и страхование запасов, а также процент по неиспользуемым запасам. Альтернативная стоимость капитала, омертвленного в запасах, бывает порой очень велика. Вместе с тем, если возникнет дефицит сырья или готовой продукции, начнутся проблемы со стабильностью производства или выполнения заказов, и потребуются дополнительные расходы на срочное пополнение запасов. К тому же наличие запасов позволяет быстрее выполнять заказы клиентов. Чем разнообразнее выпускаемая продукция, тем большими должны быть запасы.
Управляя запасами, приходится делать выбор между большим объемом запасов (обходится дороже) и малым объемом (есть риск возникновения дефицита плюс расходы на частое пополнение складов). Можно избежать этой дилеммы и сократить стоимость поддержания запасов.
Ключ к успеху может стать так называемая перегрузка (cross-docking). Суть ее заключается в том, что товары завозят на склады компании и тут же, не оставляя на хранение, отправляют оптовым покупателям. Это позволит компании сокращать складские запасы и расходы на складирование. Такую методику успешно можно применять в отношении тех парфюмерно-косметических линий, где продукция выпускается небольшими партиями.
Таким образом, управляя запасами, нужно уметь сбалансировать стоимость запасов и потери от их недостачи.
Повышение качества производственных процессов и готовой продукции - решающее условие привлечения потребителей и снижения издержек. Зачастую усилия по повышению качества сопряжены с ростом расходов, но при этом продукция или услуги приобретают такие свойства, что покупатель охотно заплатит более высокую цену. Низкое качество дорого обходится. За высокое качество приходится платить, но это правильное вложение денег.
Перейти на страницу:
1 2 3 4