Классификация бизнес-процессов

По мере функционирования компании может быть принято решение сделать побочный продукт основным. В этом случае обеспечивающий бизнес-процесс превращается в основной. Существует и противоположная перспектива - компания может отдать свой обеспечивающий бизнес-процесс на аутсорсинг, в случае если во внешней среде существуют другие организации, которые могут выполнить данный бизнес-процесс более дешево, быстро и качественно в виду своей специализации и наличия больших компетенций и опыта (таблица 2).

Таблица 2 Характеристики обеспечивающих бизнес-процессов.

Определения

Отличительные особенности

Бизнес-процессы, клиентами которых являются основные бизнес-процессы;

Бизнес-процессы, которые

поддерживают инфраструктуру

организации.

Выходы могут продаваться на внешнем рынке;

Не имеют стратегического значения;

Могут превратиться в основной бизнес-процесс;

Могут отмереть в случае наличия конкурентоспособных альтернатив на внешнем рынке и передачи их исполнения на аутсорсинг.

Бизнес-процессы управления

Третья группа бизнес-процессов это процессы управления. Процессы управления являются тоже обеспечивающими. Они не нужны для внешнего клиента, но они нужны для менеджмента компании, потому что именно эти процессы позволяют управлять компанией, обеспечивая ее выживание, конкурентоспособность и развитие.

К группе управленческих относят следующие бизнес-процессы:

- Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации и регулируют ее текущую деятельность.

- Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Отличительными особенностями процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. Например, бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление маркетингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «Управление персоналом» - объектом «Персонал» и т.д. (таблица 3).

Таблица 3 Характеристики бизнес-процессов управления

Определения

Отличительные особенности

Бизнес-процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность;

Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Имеют типовую внутреннюю структуру:

- Планирование;

- Организация;

- Учет;

- Контроль;

- Регулирование.

Различие между процессами управления определяется спецификой объектов управления, которыми процесс управляет:

- «Стратегия»;

- «Деньги»;

- «Персонал»;

- «Потребитель»;

- «Товарный запас»;

- «Активы»; и т.д.

Существует ряд «необходимых» бизнес-процессов управления, которые имеются в любой компании:

- Стратегическое управление;

- Управление финансами;

- Управление маркетингом;

- Управление персоналом.

В любой компании есть такой объект управления как «Стратегия» и данным объектом нужно управлять. Стратегию нужно планировать, реализовывать и вести контроль ее выполнения. Отсюда возникает необходимость в бизнес-процессе «Стратегическое управление». Во всех компаниях также существуют следующие важные ресурсы или объекты управления – «деньги», «клиенты» и «персонал». Для них строятся соответствующие бизнес-процессы.

Бизнес-процессы развития.

Последняя группа бизнес-процессов, которую осталось рассмотреть - это бизнес-процессы развития.[5]

К этой группе относят следующие бизнес-процессы:

- Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе;

- Бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации.

Характеристики бизнес-процессов развития

Определения

Отличительные особенности

Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе;

Бизнес-процессы, целью которых является совершенствование и развитие деятельности организации.

На 80% представляют из себя проекты – процессы, которые выполняются один раз;

Требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами;

Предъявляют иные требования к проектному менеджеру в отличие от требований к менеджеру операционному.

Перейти на страницу: 1 2 3