Управление запасами представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы требуется создавать в промышленности, розничной торговле, на предприятиях, фирмах и т.д.
Существует много причин, по которым фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является то, что на предприятии должно быть определенное количество материальных ресурсов для поддержания производственного процесса. При отсутствии необходимого запаса предприятие может понести убытки.
Имеются и другие причины для создания запасов: например, сезонность, т.е. только в определенный сезон можно доставить продукцию потребителю. В свою очередь цены на сырье, используемое изготовителями, могут подвергаться значительным сезонным колебаниям. Когда цена низкая, выгодно создавать достаточные запасы сырья, которых хватило бы на весь сезон высоких цен и которые можно, было бы по мере надобности использовать в производстве. Создавая запас, необходимо учитывать, что расширение ассортимента товаров на рынке приводит к сокращению жизненного цикла товара, а также влияет на поведение партнеров, покупателей и конкурентов. Запасы – это оборотный капитал, чем их меньше, тем эффективнее производство.
Перечисленные тенденции или другие характерные явления для конкретных предприятий и отраслей оказывают серьезное влияние на запасы. Запасы формируются из различных товаров.
Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы одним признаком: общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен.
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи. Товарная номенклатура характеризуется тремя показателями:
1) Ширина товарной номенклатуры – общая численность различных ассортиментных групп.
2) Глубина товарной номенклатуры – число видов в каждой ассортиментной группе.
3) Последовательность товарной номенклатуры – степень близости между товарами различных ассортиментных групп, каналов распределения и др. показателей.
Решения, принимаемые в рамках товарной политики, определяют ряд позиций:
- товарная номенклатура,
- глубину и ширину ассортиментных групп,
- диапазон размеров каждого товара,
- качество товара,
- модификации товара,
- выпуск новых товаров,
- стандартизацию товаров,
- количество каждого вида товаров.
Политика фирмы в управлении запасами состоит из двух элементов:
первый – это что закупать и что производить, когда и в каких объемах. Этот элемент включает в себя и размещение запасов.
Второй элемент политики касается стратегии управления запасами, т.е. управление запасами каждого распределительного центра по раздельности или всех вместе.
Функции управления запасов.
1. Географическая специализация связана с расположением технологических мощностей недалеко от источников материальных ресурсов.
2. Консолидация ресурсов – реализация путем накопления запасов и транспортировка их выгодными партиями.
3. Уравновешивание спроса и предложения.
4. Защита от неопределенности.
Перейти на страницу:
1 2 3