Цели и средства

Можно ли рассматривать совершенствование организации, даже на основе концепций TQM, а тем более на базе стандартов, как ее конечную цель? Убежден, что нет. Организация только в том случае может рассчитывать на долговременный стабильный успех, когда ее цели согласованы с целями всех заинтересованных сторон, иными словами с целями общества, в котором она существует. И здесь, по сути, TQM и совершенствование, как таковые, являются лишь эффективными инструментами для достижения целей, существенных для общества. А потому весьма важно хорошо понимать, чего хочет общество, что оно ожидает от организаций и стремиться к их достижению.

Самым представительным «выразителем» интересов мирового сообщества является Организация Объединенных Наций. Именно здесь формулируются цели, которые наиболее существенны для всей планеты. И весьма важно проследить и учесть те процессы, которые развиваются по линии ООН.

Одним из актуальнейших вопросов, которые находятся под пристальным вниманием ООН, является продвижение концепции Устойчивого развития. Эта концепция предполагает обеспечение сбалансированного решения экономических, социальных и экологических проблем с учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Такая концепция может иметь надежду на успех только при социально ответственном отношении к своей деятельности всего общества и, прежде всего, созданных им организаций. В этой связи в последнее 10-летие в ООН особое развитие получила также концепция Социальной ответственности. ООН в 1999 г. инициировала и активно продвигает Глобальный Договор, посвященный этой проблеме. К ГД ООН, который базируется на 10 принципах, уже сегодня присоединилось более 8 тыс. компаний из 130 стран. К 2012 г. их количество должно составить не менее 20 тыс. Международная организация по стандартизации (ISO) разрабатывает стандарт ISO 26000, согласующий интересы всех заинтересованных сторон. Проходят глобальные международные конференции, множество других публичных мероприятий во всех регионах Земного шара.

Украина, другие постсоветские страны в последние годы присоединились к этому всемирному движению. Вместе с тем, вызывает озабоченность тот факт, что под социальной ответственностью для бизнеса здесь понимают, преимущественно, осуществление благотворительных акций. В этой связи актуальным является вопрос о роли и месте в системе корпоративной социальной ответственности (КСО) организаций бизнеса. Понятно, что и коммерческие компании занимаются благотворительностью. Однако, не в этом их социальная миссия. Коммерческие компании должны каждодневно выполнять свои прямые социальные обязанности, а именно: удовлетворять заинтересованные стороны, прежде всего потребителей и собственный персонал. Минимизировав при этом негативное воздействие на окружающую природную среду, что является уже не целью, а ограничением на их деятельность. И отчисляя в соответствии с законодательством налоги в госбюджет для решения общегосударственных социальных проблем: обеспечения обороноспособности и внутреннего порядка государства, развития образования, культуры и здравоохранения, поддержки нетрудоспособного населения и т.п. Можно сказать, что для компаний в КСО благотворительность – это масло, социальная направленность основной профессиональной деятельности – это хлеб.

Трудно также согласиться с распространенным мнением, что КСО - это только то, что выше установленных норм. Решение социальных вопросов внутри регуляторных норм – это тоже часть КСО. И именно эта часть соответствует широко употребляемому термину «социальная ответственность». В свою очередь, для определения деятельности компаний выше или вне установленных норм такие термины, как «социально ответственное отношение» и «социальная активность» более адекватны, чем «социальная ответственность», которая ассоциируется с ответственностью уголовной или административной. Для компаний все, что затрагивает интересы социума, будь-то ниже регуляторных норм, на уровне этих норм либо выше норм, на мой взгляд, должно рассматриваться, как КСО (социально ответственное отношение, с соответствующей оценкой).

Перейти на страницу: 1 2 3 4