Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности:
(1.25)
где: Ki - единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом n;
Wi - весомость (значимость) единичных показателей конкурентоспособности;
П - произведение аргументов с номерами i = 1, 2, 3, ., n.
Выражение путем логарифмирования преобразуется в линейную зависимость вида.
Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации используют И.У. Зулькарнаев и Л.Р. Ильясова [8; с. 38], которые предлагают показатель конкурентоспособности, учитывающий действия факторов внешней среды, назвать комплексным показателем внешней конкурентоспособности организации и представить в виде функции трех групп переменных:
К = K{(Kri, i = 1, ., nr), (Wi, i = 1, ., nr), (Фi, i = 1, ., nф)}, (1.25)
где: К - комплексный показатель внешней конкурентоспособности организации;
Kri - конкурентоспособность отдельных ресурсов организации общим числом nr;
Wi - весовые коэффициенты общим числом пг;
Фi - факторы внешней среды общим числом пф.
В свою очередь, если не учитывать условий внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы организации, то комплексный показатель внутренней конкурентоспособности организации будет выражаться в виде
К = K{(Kri, i = 1, ., nr), (Wi, i = 1, ., nr)}. (1.27)
Авторы работы считают, что:
- в условиях действия на организацию одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней и внутренней конкурентоспособности будут равны между собой и определяться выражением;
- в выражении коэффициенты весомости будут одинаковыми для одноотраслевых групп организации, действующих в условиях конкретного рынка и использующих одинаковые стратегии. Но это не решает задачи объективной оценки конкретных значений весовых коэффициентов;
- показатель доли рынка, занимаемой организацией в данный момент, как результат предыдущей конкурентной борьбы коррелирует с конкурентоспособностью организации, которую оно имело в предыдущий период;
- показателем результативности организации, отражающим ее сегодняшнюю конкурентоспособность, является также относительная динамика изменения его доли рынка.
В результате комплексный показатель конкурентоспособности организации выражается двумя величинами - долей рынка (Д) и темпами ее изменения (Т), на которые влияют разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами (N*r). Поэтому выражение распадается на два выражения:
Д = КД{(Кri, i = 1, ., N*r), (Wi, i = 1, ., N*r)}, (1.28)
где: Wi - весовые коэффициенты, используемые для определения доли рынка (Д) общим числом N*r;
Kri - конкурентоспособность отдельных ресурсов, определяющих долю рынка (Д) общим числом N*r;
Т = KT{(Kri, i = N*r + 1, ., Nr), (Wi, i = N*r + 1, ., Nr)}, (1.29)
где: в образовании Д и Т могут участвовать разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами.
Если организация уже присутствует на данном рынке, то для нее известны показатели ее конкурентоспособности: Д, Т. По известной информации о внутренних ресурсах организации можно оценить ее конкурентоспособность. Здесь неизвестными являются только весовые коэффициенты Wi. Авторы эту задачу решают на примере группы однородных организаций и находят следующее выражение для комплексного показателя конкурентоспособности (доли рынка):
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7