Основные психологические аспекты и направления деятельности по управлению поведением личности подчиненного в условиях профессиональной деятельности медицинских работников в системе здравоохранения заключаются в качественном примере руководителей Краевой клинической больницы №2 и оценке личностных, деловых и профессиональных качеств.
Изучение проблемы
проведенного эмпирического исследования успешно выполнены его основные задачи, установлено:
1. гипотеза о зависимости стиля управления от темперамента руководителя не подтвердилась;
2. гипотеза о зависимости стиля управления от акцентуаций характера руководителя подтвердилась;
3.гипотеза о зависимости эффективности управления от уровня развития качеств личности руководителя подтвердилась;
4.гипотеза о различиях степени значимости преобладающих компонентов в структуре управленческих способностей от пола, возраста и стажа работы руководителей подтвердилась.
Как было установлено в исследовании,
- руководители отличаются различными стилями управления, формирование которых обусловлено, как объективными, так и субъективными способностями, зависящими от личности руководителя;
- в работе с подчиненными необходимо обращать внимание на тип темперамента, на выраженные признаки акцентуации личности сотрудника;
- руководители – мужчины и руководители - женщины выделяют разные наиболее значимые для них компоненты управленческих способностей;
- руководители с высшим образованием выделяют в управленческой деятельности наиболее важные компоненты – коммуникативные умения и профессиональный самоанализ в то время как руководители со средним образованием не придают особого значения;
- руководители со стажем более 5 лет выделяют наиболее значимые компоненты управленческих способностей: эмоционально – волевой, социально – коммуникативный и организационный, а руководители со стажем до 5 лет, считают проектировочный и конструктивный компоненты.
Данное исследование подтвердило состоятельность нашей гипотезы и возможность использования на практике разработанных психологами опросников для выявления личностных, профессиональных особенностей руководителей лечебно – профилактических учреждений.
В процессе исследования нами были сделаны дополнительные выводы:
1.разнообразие предложенных методов обеспечивает принципиальную возможность создания технологически и психологически обоснованных процедур отбора руководителей, которые сводят риск ошибочного решения к минимуму, позволяют построить грамотный психологический портрет руководителя и применять этот портрет в решении задач оценки и подбора персонала;
2. при назначении на руководящую должность необходимо направлять на курсы подготовки руководителей;
3.периодически повышать уровень руководителей лечебно – профилактических учреждений;
4.ввести в обязательную программу конференции на тему: «Организация здравоохранения».
Эти выводы позволяют в дальнейшем развивать исследования в области психологии управления в лечебно – профилактических учреждениях. Таким образом, настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы.
Изучение этих аспектов поможет, на наш взгляд, разрешить ряд важных вопросов, связанных с успешной работой руководителей в здравоохранении.
Приложения
Приложение 1
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Г.Ю. АЙЗЕНКА (адаптирован А.Г. Шмелевым))
Опубликован в 1963 г. Состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представлять себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). На основе показателей экстра-интроверсии и нейротизма возможна диагностика типа темперамента обследуемого.