Опоры лишь на социологический или общепсихологический подход явно недостаточно для того, чтобы научиться управлять личностью подчиненного. Ведь нас интересует не личность подчиненного вообще, а подчиненный как представитель определенной организации. Именно в ней он себя проявляет как личность, именно во взаимодействии с другими он способен заявить о себе и быть уверенным, что его голос будет услышан.
Для психологии управления
наиболее близок подход социальной психологии [3,20]. Вместе с тем есть и определенное своеобразие. Психологию управления интересует, как те или иные типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии, сказываются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.
Кроме того, психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а важнейшие ее разновидности – в организации; точнее, ее интересует результат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в организации, прежде всего по вертикали. Например, психологию управления интересует индивид Иванов, прежде всего, как руководитель соответствующего подразделения организации, как подчиненный Петрова. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Особое внимание акцентируется на личности руководителя, на необходимых личностных качествах [12,40,53].
Психология управления поведением личности подчиненного – это совокупность приемов, форм и методов воздействия руководителя на формирование, развитие и использование личностного потенциала подчиненных в достижении целей деятельности лечебно–профилактическом учреждении.
Таким образом, главная сфера приложения психологии управления – исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношениях, управленческой деятельности. А значит, для психологии управления важными являются знания о структуре личности (как руководителя так и подчиненного).
В структуре личности выделяют следующие составные части:
1. Психические процессы
как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:
- познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);
- эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;
- волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;
2. Психические состояния
как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:
- положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);
- отрицательные состояния, то есть затрудняющие решения задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);
- психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт;
3. Психические свойства
как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:
- самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);
- направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, ценностей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);
- способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справиться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»);
- характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»);
- темперамент, то есть природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).
Наиболее важными элементами структуры личности руководителя с точки зрения психологии управления признаются его ценности и профессиональные способности, а также индивидуально-психологические особенности, обуславливающие стиль управленческой деятельности.