- самообладание;
- находчивость;
- уравновешенность;
- уверенность;
- выносливость.
Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность, рассеянность;
- эмоциональная неустойчивость;
- быстрая психическая утомляемость;
- злоупотребление спиртными напитками;
- недисциплинированность;
- агрессивность.
Нельзя преувеличивать или преуменьшат опасность того или иного действия участника дорожного движения и тем более подходит ко всем с общей меркой. Каждое правонарушений имеет свои особенности, а действие правонарушителей -индивидуальные. Нарушения могут быть совершены по неосторожности или неопытности.
Б.В. Росинский относит «недостаточный интеллектуальный, образовательный и моральный уровень сотрудников ДПС; неумение строить законные и доброжелательные взаимоотношения с участниками дорожного движения» к одной из объективных причин, затрудняющих осуществление дорожного надзора за соблюдение правил дорожного движения (ПДД).
Немало ценных советов, касающихся специфики взаимоотношений с участниками дорожного движения, которые до сих пор не утратили свою актуальность, содержалось и в методических рекомендациях Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР: « колебания при выборе меры административного воздействия, ее последующее смягчение или ужесточение не допустимы. Они снижают авторитет и воспитательное значение правовой нормы. Инспектор обязан быть сдержанным, твердым и справедливым в своих решениях».
Большинство населения непосредственно не сталкивается с сотрудниками ГИБДД поэтому представление о сотрудниках ГИБДД базируется на второстепенной информации и из средств массовой информации, что может не соответствовать действительности и формировать искаженный образ данной профессии.
Прежде чем исследовать особенности образа сотрудников ГИБДД в представлениях сознания автолюбителей, перечислим основные задачи их профессиональной деятельности.
Основные задачи сотрудников ГИБДД:
- надзор за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения и других нормативных актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения:
- регулирование дорожного движения;
- осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, проведение дознания по делам о совершенных преступлениях в сфере дорожного движения;
- оказание доврачебной помощи гражданам, пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях.
- участие в охране общественного порядка и борьбе с
преступностью
- проведение мероприятий по розыску угнанных, похищенных и скрывшихся с места происшествия транспортных средств;
- участие в проведении мероприятий по обеспечению беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, сопровождение в установленном порядке таких транспортных средств, а также автомобильных колонн;
- оказание помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов, информирование населения об обстановке в сфере дорожного движения;
- создание условий для безопасного движения пешеходов и транспорта; контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
- участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств условий лицензирования деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств и др.
Для овладения данной системой профессиональных знаний, умений и навыков и для успешного осуществления своей профессиональной деятельности сотрудник ГИБДД должен обладать следующими качествами:
- высокая скорость реакции
- психическая выносливость
- физическая выносливость
- профессиональная компетентность
- высокая правовая культура
- логичность мышления
- четкость высказываний
- ответственность
- твердость
- справедливость
- индивидуальный подход
- терпимость
Таким образом в «профессиограмме» сотрудника ГИБДД, наряду с качествами, характеризующими его умения обращаться с техническими средствами, особенно значимыми оказываются личностные качества, необходимые для эффективного общения с людьми.
Все вышесказанное позволяет нам сделать следующий вывод. С точки зрения личностных особенностей и требований самой деятельности данная профессия предъявляет достаточно высокие требования к подготовке, уровню профессионализма сотрудника ГИБДД к выполнению соответствующей деятельности. Однако не все сотрудники соответствуют предъявляемым критериям. Все это напрямую отражается не только на особенностях их работы, но и на обыденных знаниях об образе представителей данной профессиональной группы среди населения.
Перейти на страницу:
1 2 3