Профессиограмма сотрудника ГИБДД как основа знания о профессии и психологтческих качествах сотрудников

- самообладание;

- находчивость;

- уравновешенность;

- уверенность;

- выносливость.

Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- невнимательность, рассеянность;

- эмоциональная неустойчивость;

- быстрая психическая утомляемость;

- злоупотребление спиртными напитками;

- недисциплинированность;

- агрессивность.

Нельзя преувеличивать или преуменьшат опасность того или иного действия участника дорожного движения и тем более подходит ко всем с общей меркой. Каждое правонарушений имеет свои особенности, а действие правонарушителей -индивидуальные. Нарушения могут быть совершены по неосторожности или неопытности.

Б.В. Росинский относит «недостаточный интеллектуальный, образовательный и моральный уровень сотрудников ДПС; неумение строить законные и доброжелательные взаимоотношения с участниками дорожного движения» к одной из объективных причин, затрудняющих осуществление дорожного надзора за соблюдение правил дорожного движения (ПДД).

Немало ценных советов, касающихся специфики взаимоотношений с участниками дорожного движения, которые до сих пор не утратили свою актуальность, содержалось и в методических рекомендациях Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР: « колебания при выборе меры административного воздействия, ее последующее смягчение или ужесточение не допустимы. Они снижают авторитет и воспитательное значение правовой нормы. Инспектор обязан быть сдержанным, твердым и справедливым в своих решениях».

Большинство населения непосредственно не сталкивается с сотрудниками ГИБДД поэтому представление о сотрудниках ГИБДД базируется на второстепенной информации и из средств массовой информации, что может не соответствовать действительности и формировать искаженный образ данной профессии.

Прежде чем исследовать особенности образа сотрудников ГИБДД в представлениях сознания автолюбителей, перечислим основные задачи их профессиональной деятельности.

Основные задачи сотрудников ГИБДД:

- надзор за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения и других нормативных актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения:

- регулирование дорожного движения;

- осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, проведение дознания по делам о совершенных преступлениях в сфере дорожного движения;

- оказание доврачебной помощи гражданам, пострадавшим при

дорожно-транспортных происшествиях.

- участие в охране общественного порядка и борьбе с

преступностью

- проведение мероприятий по розыску угнанных, похищенных и скрывшихся с места происшествия транспортных средств;

- участие в проведении мероприятий по обеспечению беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, сопровождение в установленном порядке таких транспортных средств, а также автомобильных колонн;

- оказание помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов, информирование населения об обстановке в сфере дорожного движения;

- создание условий для безопасного движения пешеходов и транспорта; контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

- участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств условий лицензирования деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств и др.

Для овладения данной системой профессиональных знаний, умений и навыков и для успешного осуществления своей профессиональной деятельности сотрудник ГИБДД должен обладать следующими качествами:

- высокая скорость реакции

- психическая выносливость

- физическая выносливость

- профессиональная компетентность

- высокая правовая культура

- логичность мышления

- четкость высказываний

- ответственность

- твердость

- справедливость

- индивидуальный подход

- терпимость

Таким образом в «профессиограмме» сотрудника ГИБДД, наряду с качествами, характеризующими его умения обращаться с техническими средствами, особенно значимыми оказываются личностные качества, необходимые для эффективного общения с людьми.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующий вывод. С точки зрения личностных особенностей и требований самой деятельности данная профессия предъявляет достаточно высокие требования к подготовке, уровню профессионализма сотрудника ГИБДД к выполнению соответствующей деятельности. Однако не все сотрудники соответствуют предъявляемым критериям. Все это напрямую отражается не только на особенностях их работы, но и на обыденных знаниях об образе представителей данной профессиональной группы среди населения.

Перейти на страницу: 1 2 3