Если в первом случае мы имеем дело с непосредственным сознанием мира, то во втором - это теоретическое сознание разного рода, свободное от связанности с реальным восприятием.
Одним из первых, кто четко выразил их различие, был Михаил Михайлович Бахтин. Это его известная концепция «большого» и «малого» мира. Позднее он говорит - о «большом» и «малом» опыте: «В "малом" опыте - один познающий (все остальное - объект познания), один свободный субъект (все остальные - мертвые вещи), один живой и незакрытый (все остальное - мертво и закрыто), один говорит (все остальное безответно молчит).
Белорусские водительские права оформить белорусские права pravakupiaf.com.
В большом опыте все живо, все говорит, этот опыт глубоко и существенно диалогичен. Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире .».
Мир «событийствует» не вне нас, не независимо от нас. Мы участники этого «событийствования». Мы часть этого мира, находящаяся в непрестанном общении с другими его частями. И без нашей мысли, нашего отражения мира, нашего действия в мире мир будет другим миром.
Язык и есть система ориентиров, необходимая для деятельности в этом вещном и социальном, одним словом - предметном, мире.
Наряду с текучими, индивидуальными характеристиками личностно-смысловые образования имеют и некоторую культурную «сердцевину», единую для всех членов социальной группы или общности и фиксируемую в понятии значения в отличие от личностного смысла. В последнее время возникло даже понятие <профессионального образа мира>, формирование которого является одной из задач обучения специальности. Вообще процесс обучения может быть понят как процесс формирования инвариантного образа мира, социально и когнитивно адекватного реальностям этого мира и способного служить ориентировочной основой для эффективной деятельности человека в нем.
Так или иначе, наше знание о мире неразрывно с нашей деятельностью в мире, нашим диалогом с миром.
Чуфаровский отмечает, что процесс приема и переработки знаковой информации следует рассматривать как особую психосемиотическую систему, формирование которой происходит у человека в результате взаимодействия с объективной системой знаковой информации.
Психосемиотическую систему можно определить как психологическую знаковую функциональную систему, обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых систем. Она не может быть сведена ни к первой сигнальной системе человека, ни ко второй. В ней происходит процесс интеграции образа объекта и образа знаков в определенном семантическом комплексе.
Результатом переработки информации является формирование образно-понятийной модели деятельности, а также оперативных образов, отражающих взаимосвязь знаков и обозначенных предметов. Как правило, процесс формирования этой модели имеет три ступени:
- выделение информативных блоков, то есть формирование семантических групп и комплексов, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи;
- формирование на основе информативных блоков семантического поля и пространства, наиболее характерного для данного типа деятельности;
- локализация информативных пунктов путем мысленного установления пространственно-временных ориентиров, которые необходимы как наглядная опора для определения взаимосвязей обозначаемых объектов.
При формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная система, которая включает зрительные образы, вербальный и семантический компоненты, которые объединяются для решения определенных оперативных задач и выполняют в процессе разные функции: познавательные и управляющие.
Перейти на страницу:
1 2 3 4