Согласно исследованиям психологов, примерно 80% деятельности руководителя сводится к управлению людьми, к процессу психологического воздействия управляющего на управляемых. Информационная его подготовленность позволяет рационально управлять коллективом. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших успехов в решении экономических и социальных проблем добивается коллектив.
В западной социальной психологии процесс выделения управляющих объясняется естественно биологическим неравенством, которое проявляется в различии способностей, волевых качеств и ценностных ориентаций. Совокупность данных различий приводит к тому, что в рамках группы всегда выделяются лидеры. Немецкий философ - иррационалист Ф. Ницше пытался в своих сочинениях обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - сверхчеловека, отбрасывающего обыденную мещанскую мораль, утверждавшего новые ценности и свою волю к власти. Ницше Ф. считал, что основой жизнедеятельности всего живого является воля к жизни, которая проявляется как воля к власти. Но лидерами и субъектами власти становятся не те, кто физиологически сильнее, а те, кто способны к концентрации и целенаправленному использованию своей природной энергетики, то есть воли к жизни. Сильные образуют элиту, слабые образуют массу. Функции элиты – управление и созидание новых ценностей. Роль массы заключается в исполнении того, что предначертано элитой. Значительное влияние на современные концепции природы лидерства оказал французский социолог Г. Тард (1843 – 1904 гг.), являющийся одним из разработчиков теории социализации. С его точки зрения, основным законом социальной жизни является подражание большинства членов общества людям, задающим определенные нормы и образцы поведения, совершающим великие открытия и создающим новые общественные институты. Без них, по Тарду, не было бы возможно никакое общественное развитие.
Широко известна и популярна типология лидеров, предложенная немецким социологом М. Вебером. Он подразделяет лидеров в зависимости от опоры на конкретный тип легитимности. Традиционные лидеры – вожди племен, монархи, жрецы и др. Их авторитет опирается на силу религиозных, моральных, политических и других традиций, и на непререкаемые социальные нормы. Харизматические лидеры признаются подданными в качестве субъектов власти в силу наличия у них особых качеств, например, воля, сила духа, слово, ораторский дар и др. Легально - бюрократические лидеры, избранные демократическим путем и опирающиеся в своей деятельности на формально - правовые нормы.
Современные теории лидерства предпочитают избегать такого явного деления на элиту и массу, и представлены в основном следующими концепциями:
1. Теория черт.
Лидером является тот, кто обладает набором необходимых качеств, черт характера, дающие ему возможность влиять на поведение других. Основу этих черт составляют как физиологические качества, например сильная, подвижная нервная система, экстравертность, то есть нацеленность личности на общение, эвристичность, высокий интеллект и так далее, а так же и психологические качества, например, воля, целеустремленность, решительность, такт, юмор. Но в реальности оказалось, что невозможно сформировать устойчивый набор характеристик, которые соответствовали бы различным случаям конкретного проявления лидерства.
Перейти на страницу:
1 2 3