27 июня 2002 года на очередном годовом Собрании акционеров принята новая редакция Устава акционерного общества, в соответствии с которым завод преобразован в научно – производственное предприятие. С целью организации научно-технической деятельности при Совете директоров, на постоянной основе, создаётся совещательный консультативный орган - Научно-технический Совет Общества. Для решения проблем роста, требующих немедленного решения, на заводе разработана комплексная программа реконструкции и производства на 2002-2007г.г. Для оперативного решения задач проектирования, сокращения сроков производства на заводе создаётся корпоративная информационная система (КИС) на базе CALS-технологий. В результате комплексной реконструкции ОАО “Тайфун” преобразовывается в предприятие с высокой технологической оснащённостью и соответствующим научно-производственным потенциалом (таблица 3). цветущие деревья Сегодня ОАО "Тайфун" является крупным промышленным предприятием, на котором успешно ведутся работы по разработке и производству сложной радиоэлектронной техники специального и гражданского назначения, а также товаров народного потребления. Имеются следующие виды производства: механообрабатывающее; алюминиевое литье (под давлением, в землю); изготовление продукции из реактопластов и термопластов, из невулканизированных резиновых смесей; сборочно-сварочное; штамповочное; гальваническое (фосфатирование, цинкование, меднение, анодирование, кадмирование, никелирование, оксидирование, серебрение, хромирование, палладирование и др.); лакокрасочное (в том числе порошковое покрытие); волноводное; электроэлементов (моточные); сборочно-монтажное (монтаж печатных плат, в т.ч. имеется участок поверхностного монтажа; объемный монтаж). Информация по видам хозяйственной деятельности не раскрывается в связи с принадлежностью предприятия к оборонным отраслям промышленности. Виды продукции (товаров, услуг), обеспечившие более 10% дохода выручки эмитента, а также основные виды экспортной продукции (товаров, услуг) с указанием географических областей не подлежат раскрытию в соответствии с п.36 Указа Президента РФ от 30.11.95 г. №1203 (с изм. от 24.01.1998, 06.06.2001, 10.09.2001, 29.05.2002 г.г.) Основная хозяйственная деятельность не имеет сезонного характера. Имеющие существенное значение новые виды продукции, производимые предприятием, не подлежат раскрытию в соответствии с п.36 Указа Президента РФ от 30.11.95 г. №1203 (с изм. от 24.01.1998, 06.06.2001, 10.09.2001, 29.05.2002 г.г.) Основными географическими рынками сбыта являются: вся территория РФ (Дальний Восток, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Урал, Поволжье, Центральный район, Европейский Север, Европейский Юг, Северо-Запад); Германия, Индия, Китай, Казахстан, Вьетнам, Белоруссия. Предприятие в своей деятельности может столкнуться с рядом факторов, которые могут негативно повлиять на сбыт его продукции: ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры; насыщение спроса мирового рынка на продукцию, производимую предприятием; возможность возникновения военного конфликта, введения чрезвычайного положения и забастовками в стране и регионе эмитента. Совместная деятельность предприятия. 1. Зависимое общество - ЗАО "Радар-Сервис"Величина вложений - 13 110 руб. Цель - сохранение единой технологической цепочки создания изделий спецназначения на всех стадиях жизненного цикла, включая шефмонтажные работы на объекте, ремонт и сервисное обслуживание изделий ОАО "Тайфун."Чистая прибыль за 2008 год - 10988 тыс. руб. 2. Зависимое общество - ООО "Атлантида."Величина вложений - 2 450 рублей (24,5% от уставного капитала)Цель - получение прибыли, организация питания работников Общества. Чистая прибыль за 2008 год - 74 тыс. руб. 3. Зависимое общество - ООО "Румб-Тайфун."Величина вложений - 30 110,5 рублей (24,5% от уставного капитала). Цель - получение прибыли, обеспечение работников Общества продуктами питания. Чистая прибыль за 2008 год - 13 тыс. руб. Планы будущей деятельности определяются принадлежностью предприятия к оборонной промышленности и не подлежат раскрытию в соответствии с п. 36 Указа Президента РФ от 30.11.95 года № 1203 (с изм. от 24.01.1998, 06.06.2001, 10.09.2001, 29.05.2002 г.г.) Основными факторами, влияющими на деятельность Эмитента являются: 1. Тенденции мирового рынка в строительстве кораблей и оснащения береговой инфраструктуры мониторинга и защиты побережья. 2. Направления развития морских и береговых сил военно-морского флота, предусмотренных Государственной программой вооружения на 2015-2020г.г. Конкуренты. НПО "Баррикады" г. Волгоград, ВНИИРТ г. Москва, ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ЗАО "Транзас" г. Санкт-Петербург, ОАО "Горизонт" г. Ростов-на-Дону, ОАО "Саратовский приборный завод" г. Саратов, ОАО "Равенство" г. Санкт-Петербург. Объектом управления является маркетинговая структура анализируемого предприятия. Субъектом управления – система управления ОАО «Тайфун». Итогом принятия рационального управленческого решения является повышения показателей эффективности деятельности ОАО «Тайфун». В приложении 1 указана структура ОАО «Тайфун». В приложении 2 указана расшифровка сокращений административной структуры ОАО «Тайфун»: В приложении 3 указаны должностные инструкции. Завод имеет штат специалистов-производственников, а реализация продукции не всегда успешна. Можно представить рассматриваемое предприятие как систему. Далее приведена таблица функций и элементов организации.(таблица 4).
Таблица 4. Функциональный портрет ОАО «Тайфун». Для диагностики проблем и дальнейшего прогнозирования необходимо провести детальный анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - получение информации, необходимой для диагностики проблемы и прогнозирования развития объекта управления в интересах принятия решения менеджером. Анализ предполагает изучение: - макроокружения; - конкурентной среды; - внутренней среды. Как и любая система, рассматриваемая организация действует в совокупности и во взаимодействии с внешней средой. Такое взаимодействие проявляется в следующем: - в закупке сырья и материалов у сторонних поставщиков; - в подборе и смене персонала; - во влиянии вкусов и предпочтений потребителей на ассортимент производимой продукции; - в действиях конкурентов; - в регулировании деятельности организации со стороны государственных и иных органов власти и т.д. Анализ макроокружения показал, что на предприятие оказывается влияние со стороны правовых органов в сфере обязательного лицензирования деятельности и сертифицирования продукции. Это влияние ощущается в повседневной деятельности, но не несет в себе негативного воздействия и снижения результативности деятельности. Затраты, понесенные предприятием в ходе осуществления перечисленных мероприятий, относятся на снижение прибыли. Политические процессы, происходящие в стране, также оказывают опосредованное воздействие в той мере, в какой снижается покупательная способность по отношению ко всем товарам и услугам. Большее по сравнению с предыдущими параметрами влияние оказывает развитие научно-технического прогресса и достижения современных технологий. Это выражается в разработке современных материалов и технологий их производства, а также в усовершенствовании традиционных методик производства. Анализ объектов и субъектов управления проводится в системном единстве с анализом внешней среды. Изучение конкурентной среды позволило выявить тот факт, что непосредственные конкуренты, т.е. производители аналогичной продукции не оказывают сильного воздействия на потребителей, рыночные сегменты поделены приблизительно пропорционально. Существует собственный круг постоянных потребителей. Структурная схема контроля и диагностики проблемы (см. Приложение 4). На предприятии обнаружена проблема. Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное производство и плохо поставленный сбыт, тогда как при хорошем производстве не должен отставать и сбыт, чтобы иметь возможность инвестировать свободные финансовые ресурсы в еще большее усовершенствование производства. Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и её менеджеров. Структурировать проблему позволяет процесс построения дерева проблем. (см. Приложении 5). По результатам работы по выявлению проблемы, перед персоналом предприятия была поставлена цель - увеличить объемы сбыта готовой продукции в течение 6 месяцев и повышение потребительского предпочтения именно в сторону нашей продукции. Поставленная цель отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к целям: она ясна и понятна исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации, она согласовывается с глобальной целью деятельности всей организации. В практической части моей работы я рассмотрю процесс принятия управленческого решения по решению выявленной проблемы и устранению неудовлетворительных результатов работы. Научно-методическая часть Необходимость применения теории принятия решений в практической деятельности руководителей обусловлена следующими обстоятельствами: 1 Анализ фактического состояния объекта управления на основе контрольной информации проводится по определенным параметрам. 2 Определение наличия отклонений от программного состояния в настоящем и возможности их возникновения в будущем, устранение или предотвращение которых требует управляющего воздействия. На этом этапе необходимо принимать во внимание прогнозную информацию о будущем состоянии объекта управления и окружающей среды, с тем, чтобы предвидеть возникновение противоречия, предотвратить его усугубление и появление конфликтной ситуации. В случае отсутствия отклонения переходим к этапу 3, в случае наличия отклонения – к этапу 4. 3 Если установлено, что по сумме контролируемых параметров отклонений нет, то при их отсутствии и по другим параметрам процесс заканчивается. Если же отклонения имеются или есть предпосылки их возникновения, то следует вернуться к этапу 1. 4 Анализ ситуации и определение причин отклонений. При положительном ответе на этапе 2 приступаем к изучению ситуации и характеристике причин, вызвавших отклонение. Для диагностического анализа в ряде случаев целесообразно привлечь группу экспертов, сформированную из опытных высококвалифицированных специалистов. 5 Причины, вызвавшие отклонение, могут быть внутренними или внешними по отношению к системе. Если установлено, что причины отклонения внутренние, переходим к этапу 7, в случае «нет» – к этапу 6. 6 Устанавливаем, являются ли причины отклонения внешними. В случае «да» переходим к этапу 7, при отрицательном ответе необходимо вернуться к этапу 4 и установить причины и характер отклонений. 7 Этап определения стратегии решения. Этот этап сложный и ответственный. Он включает постановку цели, определение критериев достижения цели, поиск средств и способов ее достижения. Для определения главной цели составляем полный перечень целей, а затем на основе количественной и качественной характеристик каждой из них выявляем приоритет какой-либо одной. Особое значение на данном этапе имеет прогностическое обоснование цели. Прогнозное исследование может быть направлено как на определение реально достижимой, отвечающей потребностям общественного развития цели, так и на поиск средств и способов достижения поставленной цели. 8 Оценка конкретной обстановки. После разработки стратегии решения необходимо провести оценку обстановки по кадрам, ресурсам, технике, времени, технологии, эффективности в настоящем с учетом тенденций изменения этих условий в перспективе. 9 Устанавливаем исходя из информации, полученной на этапе 8, соответствует ли выбор цели и способов ее достижения реальной обстановке. В случае «нет» необходимо вернуться к этапу 7 и вновь пересмотреть стратегию решения, в случае «да» переходим к этапу 10. 10. Подготовительный этап выработки решения, определение круга должностных лиц и функциональных подразделений, которые необходимо включить в ход процесса, а также ответственных за выполнение конкретных работ и должностного лица соответствующей ступени иерархии управления, имеющего право на окончательное принятие решения. Результатом подготовительного этапа должен быть план работ по выработке решения. 11. После подготовительного этапа следует информационный. На этом этапе осуществляются поиск, сбор и обработка необходимой для принятия решения информации. 12. Анализируем, достаточно ли собранной информации для принятия решения. В случае «нет» переходим к этапу 13, в случае «да» - к этапу 14. 13. Устанавливаем возможность получения дополнительной информации. В случае «да» – возврат к этапу 11, в случае «нет» переходим к этапу 14. 14. Уточнение прогноза результата. На основании всей собранной информации уточняем объективные условия и возможности достижения цели, а также анализируем возможные изменения в ходе этого процесса и их влияние на конечный результат. 15. Выработка экспертных рекомендаций по элементам решения. В ходе рассматриваемого процесса неоднократно прибегаем к рекомендациям экспертов, что вызвано, во-первых, наличием неформализуемых ситуаций, явлений и факторов, влияющих на них, во-вторых, желанием, повысить эффективность формальных методов (область применения которых ограничена), сочетая их с эвристическими. Вместе с тем привлечение экспертов позволяет при необходимости получать дополнительную информацию посредством усреднения мнений высококвалифицированных специалистов. 16. Выработка решения. Изучив особенности ситуации, определив главную цель и всесторонне оценив обстановку на основании полной, достоверной и своевременной информации, осуществляем разработку возможных вариантов решения, их оценку и сравнение. Возможные альтернативы решения удобнее всего разрабатывать при помощи моделирования. В случае неформализуемости ситуации или в условиях дефицита времени альтернативы решения можно успешно разрабатывать при помощи эвристических методов (например, методы Дельфи). Возможные варианты решения оцениваются по соответствующим критериям оптимальности и эффективности. Альтернативы следует сравнивать с учетом последствий (экономических, социальных и т.п.) для каждого варианта решения. В результате сравнения и оценки альтернатив выбираем наилучшее решение. 17. Выработанный проект решения следует всесторонне обсудить на специальном совещании при участии представителей общественных организаций, непосредственных разработчиков проекта решения, высококвалифицированных специалистов и производственников. Цель обсуждения - внесение замечаний и дополнений к представленному проекту решения, а также анализ того, найден ли наилучший вариант. В случае «да», приняв к сведению высказанные замечания и дополнения к решению, переходим к этапу 19, в случае «нет» - к этапу 18. 18. На этом этапе следует установить, возможны ли дополнительные варианты решения. При положительном ответе -возврат к этапу 16, при отрицательном переходим к этапу 19. 19. Принятие решения. На этом этапе руководитель единолично или коллегиально (совместно с представителями общественных организаций и специалистами) анализирует решение, приложенные к нему материалы и выбирает окончательный вариант. Принятое решение фиксируется и оформляется соответствующими документами, в которых указываются: цель решения; перечень мероприятий, подлежащих реализации; ответственные за выполнение этих мероприятий; сроки реализации решения и т.д. 20. На основании приказа или распоряжения разрабатывается план реализации принятого решения, что рекомендуется делать при помощи сетевой матрицы. Для этого нужно составить перечень работ и указать, кто, как, когда, с кем, где и в какой последовательности должен выполнять определенный этап. После этого перед каждым участником ставится конкретная задача. 21. Документальное оформление задач. 22. Этап организации выполнения решения включает пропаганду и разъяснение решения, координацию его осуществления, оперативное регулирование и корректировку. Для обеспечения эффективной реализации решения рекомендуется прогнозировать ход выполнения принятой программы действий, факторы, способствующие и препятствующие достижению цели. 23. Выполнение решения контролируется по промежуточным и конечным результатам и срокам выполнения программы реализации. Полученная информация в ходе выполнения решения периодически обрабатывается в целях прогнозирования выполнения программы в течение следующего отрезка времени. Прогнозные данные анализируются с учетом заданных ограничений и других контролируемых параметров. 24. На основании информации, полученной на этапе 23, определяется наличие отклонений. В случае «нет» процесс заканчивается, в случае «да» переходим к этапу 25. 25. Определяем, насколько выявленные отклонения серьезны (с точки зрения предъявленных к программе требований и ограничений) и нужны ли дополнительные решения. При ответе «нет» следует вернуться к этапу 22 и ограничиться простой корректировкой. При наличии серьезных отклонений, требующих воздействия на систему, возникает необходимость возобновить процесс с этапа 1 для выработки и реализации дополнительного решения. Данный «типовой» алгоритм процесса выработки и реализации управленческих решений позволяет систематизировать решения, упорядочить, подчинить их определенному логическому плану, а также значительно облегчает контроль и координацию действий исполнителей. Алгоритм может стать основой при составлении структурно - информационных схем процесса и программ решения на компьютере. На его базе удобно разрабатывать более детальный перечень работ и операций для планирования процесса и осуществления других организационных мероприятий. Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований: - быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени (поэтому решение должно содержать цели, декомпозицию (расчленение) цели на задачи, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности); - содержать механизм реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений; - быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных; - готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций; - быть реализуемыми, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов; - быть гибким, то есть изменять цель и(или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения; - предусматривать возможность верификации и контроля исполнения. Цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применять. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений. Решение будет реализуемым, если оно предусматривает: организацию, стимулирование (мотивацию),контроль выполнения. Организация выполнения решения может включать два аспекта. Во-первых, это организация новой системы при решении крупной новой проблемы. В этом случае может использоваться метод функционально-логического проектирования структур организационно-производственных систем. Во-вторых, это изменение функций, структуры, параметров уже существующей системы. В частности, важно избежать в организационно-производственной системе линейно-функционального конфликта, порождаемого несоответствием административного деления организационно-производственной системы и используемых технологий. При этом происходит перераспределение функций подразделений, их специализации и, соответственно, власти, ответственности, ролей отдельных менеджеров в организационно-производственной системе, со всеми вытекающим отсюда последствиями. Стимулирование исполнения решения тоже может быть двояким: общеорганизационным, целевым. Общеорганизационным стимулированием называют стимулирование, обеспечиваемое фактом работы в данной организации на данной должности, с соответствующими ей материальным вознаграждением, социальным статусом, возможностью к самореализации. Угроза потери должности может обеспечивать выполнение решения до тех пор, пока соответствующие этой должности факторы здоровья (загрузка, вознаграждение, безопасность и т.п.) находятся в приемлемом для данной категории менеджеров диапазоне. При выходе факторов здоровья за пределы названного диапазона общеорганизационной мотивации становится недостаточно. Поэтому при разработке решения, во-первых, необходимо проверить, является ли достаточным уровень общеорганизационного стимулирования, и, если это не так, предусмотреть целевые меры и выделить на это соответствующие ресурсы. При этом в качестве мотивирующих ресурсов могут использоваться не только материальные, но и моральные стимулы, а также ожидание карьерного роста. Отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно, когда это известно еще на стадии разработки решений, может сделать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной. Качество управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат и эффективность выполнения задач управления. Качество управленческого решения зависит от ряда факторов: - качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (Известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации); - оптимального или рационального характера принимаемого решения; - своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения; - соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления; - квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения; - готовности управляемой системы к исполнению принятых решений. Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, будут переводить управленческое решение из разряда эффективных в число неэффективных. Проектная часть Далее, согласно, приведенных материалов о проделанной работе по выявлению проблем, руководством предприятия выявлена наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы. Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Они приведены в виде дерева решений (см. Приложение 6). Алгоритм выбора метода решения определенной проблемы представлен в приложении 7. Согласно приведенного алгоритма выбора и принятия управленческого решения проблемы увеличения эффективности деятельности ОАО «Тайфун» были выбраны и оценены как наиболее отвечающие поставленным целям и задачам, следующие решения: Сформировать новую структуры маркетингового отдела фирмы. 1. Принять как основную в системе мотивации деятельности персонала программу материальной заинтересованности персонала в повышении объемов продаж и премирования по результатам деятельности фирмы за каждый квартал. 2. Построить систему продаж через привлечение дилеров и дистрибьюторов на договорной основе. 3. Ценовую политику установить по системе «издержки плюс». 4. Провести исследование рынка, после чего разработать ассортимент производимой продукции и производственную программу в соответствии с результатами исследований. Критерий эффективности управленческого решения выражается, как правило, в виде совокупности показателей и выступает в качестве мерила познания изучаемого явления. При выборе критерия эффективности решения следует руководствоваться следующими основными требованиями: - во-первых, он должен быть выражен количественно, т.е. иметь физический смысл; - во-вторых, должен наиболее полно отражать результаты решения; - в-третьих, быть достаточно простым, понятным и конкретным. Как правило, процесс выбора критерия эффективности основывается на логических рассуждениях и интуиции лица, принимающего решение. Критерием оценки эффективности решения поставленной проблемы будет являться создание такой маркетинговой службы на предприятии, при которой вся произведенная продукция будет реализована за период производства следующей партии продукции с максимальной прибылью. Для окончательного принятия решений по каждому исследуемому варианту необходимо сопоставить как получаемый в результате принятия решения эффект, так и возможные затраты (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменений в составе капитальных вложений, социальных условий труда, психологического климата и т.д. Сопоставление вариантов предусматривает исключение непригодных и выбор наиболее приемлемых. Анализ производится с использованием методов экономического и системного анализа. В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления. Из предложенных способов решения проблемы два не удовлетворили фирму сразу: во-первых, изменение ценовой политики не представляется возможным, т.к. данный рынок самостоятельно регулирует уровень цен на основании спроса и предложения; во-вторых, изменение структуры службы маркетинга считается не целесообразным, т.к. фирма имеет квалифицированных специалистов, а поиск нового персонала займет время и приведет к дополнительным расходам денежных средств. Реально возможными остались только варианты изменения стратегии продаж на основании изучения спроса покупателей. Для принятия решения, требующего определения и учета значительного числа факторов, целесообразно привлекать тех сотрудников, которые в большей или меньшей степени знакомы с поставленной проблемой и смогут дать определенные рекомендации при ее рассмотрении. Отмечается, что групповые решения эффективные при условии, если группа невелика по составу и числу ее членов имеется возможность непосредственного общения для обсуждения решений. При этом ценность решения, принимаемого группой, выше и его компетентность больше, чем решения, принятого единолично. Итак, принято решение об изменении стратегии продаж с одновременным изучением потребителей и их спроса на продукцию. Для этого составили следующее дерево целей (см.Приложение 8). В соответствии с приведенным деревом решений необходимо установить все моменты риска с целью их заблаговременного исключения из практической деятельности фирмы. Для рассматриваемого производственного предприятия «Тайфун» можно выделить следующие рисковые ситуации: 1. Разработанный ассортимент продукции, не востребован на рынке и возникла необходимость срочной распродажи товарных остатков с целью не допущения остановки производственного процесса. 2. Произошел технологический сбой, что повлекло не выполнение договорных обязательств и дополнительные расходы по восстановлению процесса производства и на штрафные санкции. 3. Произошел разрыв договорных отношений с одним из дилеров, который нёс на себе основную нагрузку по реализации продукции, что может вызвать застой готовой продукции на складе. 4. Для локализации приведенных рисковых ситуаций могу привести вариант возможной деятельности сразу с несколькими дилерами и одновременное поддержание собственной сбытовой сети. Имеется в виду, что необходимо заключать агентские соглашения одновременно с несколькими фирмами, чтобы не допустить провала в деятельности из-за сбоев в работе одного крупного агента. При этом остро встает вопрос о согласовании графиков поставок и отгрузок, чтобы избежать не цикличности в процессе реализации. То есть график должен быть составлен таким образом, чтобы в каждый отрезок времени продукцию обязательно получал какой-либо дилер, а если есть необходимость накопить большой объем продукции одному потребителю, то в это время не отгружается продукция другим потребителям. С другой стороны, необходимо производить несколько видов продукции, а не делать ставку на какой-либо один товар, так, чтобы существовала взаимозаменяемость. Расчетная часть К принципам экономического обоснования принятия управленческого решения относятся: 1. Учет факторов времени. 2. Учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара. 3. Применение системного подхода. 4. Применение комплексного подхода. 5. Обеспечение многовариантности технических решений. 6. Обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации. 7. Учет факторов неопределенности и риска. Рассмотрим подробнее некоторые из этих принципов. Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое либо мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений. Применение комплексного подхода к расчёту экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчётом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчёта социальный и экологический эффекты от повышения показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды. Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом. Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путём приведения их к одному объему, к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путём применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчёта. Мероприятия по повышению качества процесса в системе (в нашем случае это процесс доставки оборудования) - совершенствование технологии, организации производства, оперативного управления, повышение уровня автоматизации. Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и соответственно более полного удовлетворения своих потребностей, либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке. Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом - повышение качества процесса в системе) изготовитель товара определяет по формуле:
Эффективным управле
Перейти на страницу: 1 2
|