Проведем STEP – анализ г. Сибай. STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).
Основные положения STEP-анализа: стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они тесным и сложным образом взаимосвязаны; нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее; STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Таблица 1 STEP-анализ г. Сибай
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры предприятия |
1. Экономические |
1.1.Угроза высоких темпов инфляции.
Эмиссия денежная |
Обесценивание накоплений завода |
Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств |
1.2.Рост курса доллара |
Трудности с получением долгосрочных кредитов |
Сокращение кап. строительства и свертывание НИОКР с отдаленными во времени результатами |
1.3. Дефицит государственного бюджета |
Сокращение или прекращение дотаций Отсутствие оплаты за продукцию |
Лоббирование в органах государственного управления
Улучшение качества технико-экономических обоснований проектов по новейшим методикам |
1.4. Изменение структуры государственных расходов
1.5. Спад производства |
Отмена гос. заказа на продукцию, задержка оплаты Дефицит и удорожание ресурсов Банкротство поставщиков и покупателей |
Снятие с производства продукции, ранее шедшей на гос. заказ Стимулирование оказания услуг по кооперации и поставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер |
1.6. Рост безработицы (в т. ч. из-за конверсии) |
Удешевление рабочей силы. Высвобождение работников |
Формирование рациональной кадровой структуры |
1.7. Изменение системы налогообложения |
Отток средств из сферы производства в бюджет Сокращение или рост платежеспособного спроса |
Завышение себестоимости продукции. Изыскание путей минимизации налогов. Нарушение налогового законодательства или рост налоговой дисциплины. |
2. Правовые |
2.1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу |
Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений |
Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
2.2. Реестр монополистов |
Резкое увеличение отчислений средств заводов-монополистов в бюджет |
Лоббирование. Осторожная ассортиментная политика (предпочтение немонопольным товарам) |
3. Политические |
3.1. Ориентация на рыночное регулирование экономики |
Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности |
Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок |
Страхование поставок, стимулирование партнеров |
3.2. Снижение стабильности в обществе |
Увеличение вероятности социальных потрясений |
Страхование от политических рисков |
3.3. Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп |
Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество |
Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия |
4. Международные |
4.1. Либерализация внешнеэкономического сотрудничества |
Возможность выхода на внешний рынок |
Получение международного сертификата на продукцию |
Приток зарубежных товаров-конкурентов |
Использование ценового преимущества, снижение издержек |
5. Социальные |
5.1. Рост мобильности населения |
Отток работников в т. ч. с вредных и тяжелых производств |
Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда |
Снижение уровня образования 5.3. Рост уровня образования |
Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий Рост эффективности производства |
Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров |
6. НТП (научно-технический прогресс |
6.1. НТП в сфере производства |
Появление новых материалов, оборудования, технологии |
Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей |
Сокращение сроков амортизации |
Увеличение объема амортизационных отчислений |
6.2. НТП в социальной сфере |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинг. Улучшение условий труда и быта работников предприятия |