Сокращение числа подготовленных за год бизнес-планов обусловлено следующими факторами: – повышение требований кредитных учреждений к качественной проработке бизнес-планов, к документальному подтверждению залогового обеспечения; – повышение цены услуги с 350 руб. (декабрь 1998 г.) до 5380 руб.; – увеличение затрат рабочего времени на разработку бизнес-плана. Отсюда можно сделать вывод, что в денежном выражении доходов ИКЦ, как структурное подразделение НЗБИ, только выиграло. При это выросло качество выполнения услуг. На рынке г. Новошахтинска НЗБИ занимает лидирующее положение в предоставлении вышеперечисленных услуг, что обусловлено: – высокой квалификацией специалистов, прошедших обучение современным технологиям антикризисного управления; – наличием продолжительного опыта по сотрудничеству с Администрацией города в вопросах разработки и реализации СПРГ; – постоянным повышением квалификации и навыков сотрудников; – отличным знанием рынка консалтинговых услуг; – постоянными контактами с ведущими международными и российскими организациями, аккумулирующими передовой опыт поддержки предпринимательства и консалтинговых услуг; – формированием предложений новых услуг, соответствующих самым современным потребностям рынка; – богатым опытом работы с инициаторами инвестиционных проектов и с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций. Учитывая все особенности социально-экономического положения города с самого момента формирования НЗБИ, основной его задачей являлась разработка Стратегического Плана Развития города (СПРГ), а также его внедрение, мониторинг и корректировка, что предполагало тесное сотрудничество с Администрацией города, Наблюдательным Советом, городским Центром занятости, Попечительским Советом фонда, Конкурсной комиссией, Руководящим комитетом и рабочими группы по разработке СПРГ, представителями проекта МЕРИТ ( TASIS) и Фондом местного развития. В задачи НЗБИ как элемента системы развития территории входило: – разработка, внедрение и мониторинг СПРГ; – поддержка субъектов малого и среднего бизнеса; – поиск инициаторов инвестиционных проектов; – отбор и продвижение проектов; – привлечение инвестиций; – разработка предложений по реструктуризации действующих предприятий. Таким образом, НЗБИ, после его объединения с АМР, является ключевым звеном – непосредственным разработчиком и исполнителем СПРГ, то есть механизмом реализации политики администрации города по развитию бизнеса и возрождению города. Отсюда исходит самый тесный характер взаимоотношений между НЗБИ и администрацией. При этом НЗБИ, в свою очередь, является одним из разработчиков этой же самой политики Администрации (и разработки СПРГ в целом). Это обусловлено тем, что при разработке предложений по общей политике города в вопросах развития бизнеса НЗБИ опирается на предложения обширного круга предприятий, организаций, предпринимателей и физических лиц, как учредителей некоммерческого партнерства, так и клиентов НЗБИ, а также на мониторинг ситуации. Равноправное участие учредителей некоммерческого партнерства НЗБИ в обсуждении всех возможных направлений по поддержке предпринимательства и развитию города, а также участие в деятельности рабочих групп по разработке СПРГ, еще более широкого круга юридических и физических лиц, обеспечивает в конечном итоге возможность консолидации интеллектуального потенциала и социальное партнерство всех социальных групп населения города Самому тесному характеру взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города, Администрацией Ростовской области и с Министерством Энергетики РФ, в лице государственного учреждения «Соцуголь» способствует тот факт, что именно НЗБИ является уполномоченным органом Администрации города, осуществляющим обслуживание средств государственной поддержки угольной отрасли, выделяемой городу, в связи с реструктуризацией этой отрасли по программам местного развития. Важность этого момента заключается в том, что эти средства являются на данном этапе (с 1997 года по настоящее время) чуть ли не единственным реальным источником финансирования всех мероприятий по поддержке малого бизнеса и по реализации более крупных инвестиционных проектов. Именно за счет этих средств в свое время были созданы и НЗБИ и МФ ПМП и до настоящего времени часть средств господдержки город продолжает направлять на финансирование части затрат НЗБИ и на пополнение фонда. Можно констатировать, что у НЗБИ тесные и выгодные для обеих сторон взаимоотношения, как с органами власти, так и с организациями-учредителями. Это, конечно, важно для успешной текущей деятельности и стабильности в будущем. Однако не все так уж гладко, особенно с точки зрения стабильности. Тот факт, что основным внешним источником для НЗБИ являются средства господдержки, которые выделяются Администрацией и Наблюдательным Советом города для софинансирования его текущей деятельности, имеет и отрицательные стороны: – во-первых, средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город; – во-вторых, так как это не бюджетные средства города, а все-таки внешние средства для города, все эти годы отсутствовало четкое определение соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города или с размером убытков НЗБИ, из-за того, что он вынужден в своей ценовой политике учитывать интересы города. Все средства выделяются, конечно, строго по сметам, заранее просчитанным и согласованным, но все же это не одно и то же, если бы город оплачивал Бизнес-инкубатору из своих средств по конкретным договорам за конкретные услуги или за конкретный вид разработок. Сейчас, по прошествии более 5-ти лет видятся другие схемы взаимоотношений и уже готовится обоюдное предложение по их изменению, а именно созданию Бизнес-центра на базе НЗБИ, где Администрация будет выглядеть уже как один из клиентов Бизнес-центра. При этом Администрация не потеряет своего влияния на Бизнес-центр, но это позволит более четко разграничить услуги на требующие и не требующие финансовой поддержки муниципалитета. В случае перехода на такую схему взаимоотношений возможно и сокращение объемов софинансирования и степени самих взаимоотношений. Но все же общее понимание важности совместно проводимой работы по поддержке предпринимательства и развития города должны сохранить основы сотрудничества, а более четкое разделение функций по источникам финансирования будет способствовать быстрейшему переходу НЗБИ на самофинансирование. Этому естественно уже в большей мере способствует и сама социально-экономическая обстановка в городе. Как бы там ни было, уже проделанная работа и общее улучшение экономической ситуации в стране приносят реальные результаты. Потенциальных клиентов НЗБИ, которым требуется его услуги, а главное способных и готовых за них платить становится все больше. В новых условиях появляется необходимость в новых видах услуг НЗБИ, в изменении приоритетов осуществляемых услуг, в изменении услуг, в изменении структуры НЗБИ и опять же во взаимоотношениях с органами власти и организациями – учредителями. Состояние рынка Таблица 7. Динамика экономических показателей г. Новошахтинска (1 пол. 2001 г. – 1 пол. 2002 г.)
Трудовые ресурсы: Постоянное население города составляет – 117,8 тыс. человек I . Занято в народном хозяйстве – 28,1 тыс. чел., в том числе: 1. В материальном производстве – 14,9 тыс. человек, из них в промышленности – 11,2 тыс. чел. 2. В непроизводственной сфере занято – 9,7 тыс. человек, в том числе: – жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание – 1,4 тыс. человек; – образование – 3,3 тыс. чел. (из них 1317 чел. – педагоги); – здравоохранение и спорт – 2,8 тыс. чел. (из них 255 чел. – врачи); – культура – 0,4 тыс. чел. – частные предприниматели – 3,5 тыс. человек. II . Незанятое население города составляет – 89,7 тыс. человек, в том числе: 1. Нетрудоспособное население – 53,8 тыс. человек, из них: – дети и подростки (до 16 дет) – 17,5 тыс. человек; – неработающие пенсионеры – 36,3 тыс. человек. 2. Трудоспособное население – 35,9 тыс. человек, из них: – школьники, учащиеся ПТУ, студенты – 3,4 тыс. чел.; – желающие и готовые приступить к работе – 9,2 тыс. чел. (из них 0,5 тыс. чел. признаны безработными); – незанятые в отраслях экономики города – 23,3 тыс. чел., т.е. это люди, работающие в личном хозяйстве или за пределами города и при благоприятных условиях могут быть задействованы в экономике города. Земельные ресурсы:
Промышленные зон |