Сравнительный экономический анализ показывает, что для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабах всей страны должна содержать от 9 до 12 млн. малых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действует более 20 млн. частных фирм, в Японии – около 6,5 млн.). По официальным оценкам Министерства экономики РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, конкурентной среды и осуществления необходимых организационно-структурных реформ в экономике в ближайшие годы должна составить не менее 2,5–3,5 млн.
Сфера малого бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России. Тем не менее, малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. По мере становления инфраструктуры малой экономики и развития малого предпринимательства это влияние будет усиливаться.
Наибольшее влияние малый бизнес имеет на рынках, где он позволяет решать следующие задачи:
– повышение эффективности использования и распределения материальных, кадровых, организационных и технических ресурсов, увеличение производительности труда;
– активизация местного предпринимательства и развития конкуренции, увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей, вытеснение неэффективных производств;
– диверсификация местной экономики, развитие мелкомасштабных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, выравнивание уровня жизни населения;
– повышение гибкости и своевременное реагирование на изменение рыночного спроса при широком использовании местных кадровых, сырьевых и производственных ресурсов;
– создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;
– увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;
– освоение новых технологий перспективных рынков и повышение выпуска новых видов продукции;
– внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация в области создания и поддержки малых предприятий:
– сложная система налогообложения;
– неадекватные механизмы изыскания средств на организацию и развитие бизнеса;
– несоразмерный уровень планирования и современных навыков управления;
– неразвитые рынки деловых услуг;
– распространение и разлагающее влияние коррупции и организованной преступности.
Эти препятствия зачастую взаимозависимы и лишь усиливают друг друга, что требует принятия срочных мер в экономической политике.
Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. Ее главным инструментом является создание специальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса (ИП МБ) – совокупность государственных и негосударственных организаций, действующих в направлении создания благоприятных условий для развития предпринимательства, оказывающих услуги начинающим и развивающимся малым предприятиям.
Каждый регион, город индивидуален. Соответственно индивидуальна и сложившаяся там инфраструктура поддержки малого бизнеса. Но есть элементы, которые повторяются в большинстве регионов и нацелены на комплексную поддержку малого бизнеса.
Среди подобных выделяются учебно-деловые центры Морозовского проекта, региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, торгово-промышленные центры, научные парки и бизнес-инкубаторы.
Учебно-деловой центр Морозовского проекта
Морозовский проект – это широкомасштабная программа подготовки кадров для рыночной экономики, поддержки малого предпринимательства. Проект реализуется с 1992 года по инициативе Академии менеджмента и рынка, ряда ведущих экономических и финансовых академий и институтов, при поддержке государственных органов, Американского агентства международного развития, Европейского банка реконструкции и развития, а также ряда Европейских стран.
Перейти на страницу:
1 2 3 4