Работа современного машиностроительного завода связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами завода, так и внутри него.
Транспорт выполняет функцию установления непосредственных связей между всеми элементами логистической цепи: между складами и цехами, между цехами, между производственными участками, бригадами и рабочими местами внутри цехов. В число транспортных операций включается загрузка и разгрузка грузов и их перемещение внутри предприятия.
При выборе транспортного средства необходимо учитывать следующие требования:
· Избранные транспортные средства должны удовлетворять всей совокупности показателей грузопотока, т.е мощности грузопотока, расстоянию и трассе перемещения, габаритным размерам и физико-механическим свойствам груза;
· Транспортные средства в наибольшей мере должны соответствовать технологическим и организационным особенностям обслуживаемого ими производственного процесса;
· Транспортные средства должны обеспечить максимальную производительность труда и наиболее благоприятные условия труда на обслуживаемом участке;
· Технические характеристики транспортных средств, работающих на смежных участках, должны быть согласованы для дальнейшего повышения уровня механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
· Избранные транспортные средства по экономическим показателям должны быть наиболее эффективными среди имеющихся вариантов.
Различают внешнюю и внутризаводскую транспортировку грузов; последняя подразделяется на межцеховую и внутри цеховую транспортировку.
Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние на ход производственного процесса и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависит ритмичная работа рабочих мест, участков, цехов и равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, непосредственно влияет на длительность производственного цикла.
В связи с этим основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных средств.
Применяемые на машиностроительных заводах транспортные средства классифицируются следующим образом:
1. По способу действия – прерывные и непрерывные
2. По видам транспорта – рельсовые (железнодорожные), безрельсовые, водные, подъёмно-транспортные средства и специальный транспорт
3. По назначению – внешние, межцеховые и внутрицеховые
4. По направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъёмники); горизонтально-вертикальные (электрические мостовые краны, кран-балки, автопогрузчики и другие), наклонные (наклонные канатные и монорельсовые дороги и конвейеры).
Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритных размеров, массы); состава цехов; типа и масштаба производства.
При правильной организации внутризаводского транспорта создаются условия для рациональной эксплуатации всех транспортных средств и подъёмно-транспортных механизмов, улучшения их использования, сокращение времени выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также для уменьшения длительности производственного цикла, обеспечения ритмичности работы производственных цехов и ускорения оборачиваемости оборотных средств.