Анализируя положение предприятия на рынке, следует руководствоваться тем, что все рынки непрерывно меняются. Поэтому сопоставлять свое положение на нем стоит не с его прошлой и теперешней долей рынка, а со всем рынком и его стоимостью. К примеру, руководство предприятия не может исходить из того, что до тех пор, пока объем продажи растет, все идет нормально. Так оно легко может упустить из виду, что весь рынок расширяется намного быстрее, чем растет объем продаж. Такой анализ необходим особенно тогда, когда в сфере интересов предприятия приходится небольшая доля рынка. Именно эти предприятия зависят не только от колебания конъюнктуры рынка, но и от поведения конкурентов, которые довольно легко и неожиданно для предприятия в состоянии вытеснить его с рынка.
На Западе опасные для предприятия ситуации могут возникать и в тех случаях, если на него приходится чересчур большая доля рынка.
С точки зрения достижения оптимальной динамики развития, руководство фирмы должно, по меньшей мере, анализировать:
Ø желаемое положение предприятия на рынке с товарами, выпускаемыми в настоящий момент;
Ø желаемое положение текущей продукции на новых потенциальных рынках;
Ø выпуск продукции в зависимости от того, в какой степени необходимо выводить определенные изделия из производственной программы;
Ø производство новых видов товаров, предназначенных для выведения на новые рынки;
Ø возможные изменения сбытовой и прочих организаций, если возникает необходимость достижения вышеназванных целей.
Необходимость в нововведениях возникает тогда, когда их уже требует рынок. Но руководство предприятия должно само заблаговременно определять их необходимость и целесообразность. Именно в данной сфере ему следует:
Ø определить новые виды товаров или услуг, с помощью, которой предприятие будет иметь соответствующую долю рынка;
Ø определить новые виды товаров и услуг, которые должны заменить существующие, но устаревшие товары и услуги;
Ø внедрить нововведения и осуществить модернизацию во всех сферах деятельности предприятия (делопроизводство, связи с общественностью);
Современное предприятие характеризуется тем, что на нём занято меньше рядовых рабочих, чем 50 или даже 10 лет назад. А через 5, 10 или 20 лет их будет еще меньше. Уже сейчас существуют предприятия, на которых практически нет рабочих, а имеются лишь высококвалифицированные служащие и менеджеры. Менеджеры становятся основным и одновременно самым редким фактором производства. Производственные предприятия без них работают малоэффективно, так как при отсутствии соответствующих опытных менеджеров капитал сам по себе не может найти выгодного применения. Следовательно, наличие опытных менеджеров становится решающим элементом в решении вопроса о дальнейшем существовании предприятия. В то же самое время предприятие и высшее руководство должны принимать все меры для того, чтобы обеспечить наличие такой численности квалифицированных менеджеров, которая необходима для успешной работы предприятия в длительной перспективе.
Для создания творческого коллектива менеджеров требуется минимум два-три года. Выйти за рамки срока довольно легко и быстро. По этой причине современные предприятия придают особое значение «человеческим отношениям», то есть взаимоотношениям между менеджерами и сотрудниками.
На современном предприятии один-единственный человек никогда или почти никогда не в состоянии быть наиболее компетентным менеджером. Фактически на всех крупных западных предприятиях высшее руководство формируется в виде рабочей группы.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7