Факторный анализ прибыли от продажи свидетельствует об изменении прибыли на 8% за счет изменения выручки и на 47% за счет изменения себестоимости. Общее увеличение прибыли за счет действия двух факторов составило 55%. Оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рентабельности. Рентабельность рассчитывается, как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции. Коэффициент рентабельности капитала показывает, сколько балансовой или чистой прибыли получено с одного рубля стоимости имущества. Он рассчитывается по следующей формуле:
или где П – прибыль до налогообложения, тыс. руб., К – стоимость имущества, тыс. руб. Коэффициент рентабельности собственных средств показывает долю прибыли в собственных средствах предприятия.
или
где СК – собственные средства, тыс. руб., Пч – нераспределенная (чистая прибыль) прибыль, тыс. руб. Данный показатель показывает, сколько прибыли получается с каждого рубля, вложенного предприятием из собственных средств (акционерный капитал или уставной фонд). Коэффициент рентабельности производственных фондов – показывает, сколько прибыли получено предприятием на рубль средств, вложенных в основные фонды и материальные оборотные средства.
где Ф – среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.; МОС – средний остаток материальных оборотных средств. Коэффициент рентабельности продаж показывает доли прибыли от продаж в выручке и определяется по формуле:
или
где Пп – прибыль от продаж, тыс. руб., В – выручка от продажи продукции, тыс. руб. Коэффициент рентабельности продукции – показывает, сколько прибыли получило предприятие на рубль затрат |