Актуальность
исследования
Результаты многочисленных исследований показывают, что образ
сотрудников ГИБДД в сознании автолюбителей характеризуется негативно, связан со
взятничеством, профессиональной некомпетентностью.
Несмотря на требования приказа, регламентирующего деятельность
сотрудника ГИБДД, признающего одним из основных направлений деятельности ОВД
«повышение уровня защищенности граждан от ДТП и из последствий, укрепление
доверия со стороны участников дорожного движения к сотрудниками ГИБДД», на
практике по-прежнему преобладающей является административно-надзорная деятельность
по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения
должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих
обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в
предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и
уважительным отношением к гражданам.
В наше время повышается интерес к управлению транспортным
средством, большое количество населения обучается.
В связи с этим частота
контактов сотрудников ГИБДД и автолюбителей возросли.
Возрастает интерес к
исследованию взаимоотношений сотрудников и автолюбителей, представлению
сотрудников, их образу в сознании автолюбителей. Здесь неотъемлемой составляющей
является имидж сотрудников. Но данная характеристика снижена, в частности,
сотрудников ГИБДД, имидж которых во многом зависит от внешних признаков,
социально-психологической компетентности; профессионализма.
Поэтому
правоохранительным организациям стоит уделить внимание имиджу сотрудников, их
самопрпезентации (профессиональная работа психолога в организации), чтобы
обеспечить положительный образ в сознании автолюбителей. Необходимо повышение
правовой и психологической культуры сотрудников с одной стороны и формирование
адекватного образа в сознании автолюбителей с другой, плюс объективная
презентация сотрудников СМИ для повышения их профессионального имиджа.
Объект исследования: автолюбители с разным водительским стажем (в возрасте от 18 до 50
лет).
Предмет исследования:
психологические особенности содержания представлений
образа сотрудника ГИБДД.
Цель исследования: изучение психологических представлений образа сотрудника ГИБДД в
сознании автолюбителей с разным водительским стажем, выявление условий,
направленных на повышение имиджа сотрудника ГИБДД.
Гипотеза исследования:
Образ сотрудника ГИБДД
в сознании автолюбителей зависит от стажа вождения: чем больше водительский
стаж, тем образ сотрудника ГИБДД позитивней, более сглаженный. Негативная
окраска связана с отрицательно окрашенными социальными представлениями о
профессиональной деятельности и особенностями личности сотрудников ГИБДД.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретический анализ сложившихся в психологической
литературе подходов к исследованию
2.
Выявить психологические особенности образа сотрудника ГИБДД в двух
выборках: автолюбителей 1 группы (со стажем от 0 до 7 лет) и 2 группы (со
стажем 8 до 20 лет).
Методологической и теоретической
основой исследования послужили: теоретические
принципы деятельностного подхода к развитию представлений в индивидуальном
сознании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Д.А. Леонтьев),
понимание обыденного сознания в психологической литературе (С.М. Московичи,
Н.А. Мусхелишвили, В.А. Шкуратов, А.Г. Шмелев).
Методами исследования
выступили:
Семантический
дифференциал, методика «Незаконченные предложения», ассоциативный эксперимент,
проективная методика «Завершение рисунка», методы математической обработки
результатов.
Научная новизна
исследования состоит в том, что в работе исследуются
представления о сотруднике ГИБДД как составляющие имиджа сотрудника у автолюбителей
с разным водительским стажем.
Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что его
результаты вносят вклад в решение более общей проблемы имиджа сотрудников
правоохранительных органов.