Переход экономики России на рыночные
отношения затронул все стороны деятельности предприятий. Предприятия получили
самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться
ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности
за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и успех предприятия
всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.
В любой цивилизованной стране с развитой
экономической системой одним из основных элементов механизма правового
регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности
(банкротстве). Банкротство является результатом кризисного финансового
состояния предприятия, при котором организация проходит путь от временной до
устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов. Признание
предприятия неплатежеспособным, влечет за собой негативные последствия: падение
репутации, потеря партнеров, невозможность получения кредитов, смена
руководства и т.п.
В рыночных условиях каждому предприятию очень
важно иметь способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим
обязательствам. Анализ финансового состояния, ликвидности и платежеспособности
дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих
долгов, помогает разобраться, какое управленческое решение следует принять.
Основной целью проведения анализа
финансового состояния организаций является получение объективной оценки их
платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной
активности, эффективности деятельности. Необходимость исследовать причины и
предпосылки неплатежеспособности предприятия, которые проявляются через финансы
предприятия в нынешнее время не вызывает не у кого сомнения.
Актуальность и практическая значимость
темы настоящей работы обусловлена рядом причин.
Во–первых, в настоящее время в российской
экономике важной проблемой является кризис неплатежей, и значительную часть
российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, что несомненно
бы способствовало оздоровлению российского рынка.
Во–вторых, с проблемой банкротства
предприятий приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы,
подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.
В современном российском законодательстве
отсутствует проработанная база для антикризисного управления. Это связано во
многом с советским наследием страны – считалось, что понятия «социализм» и
«кризис» не совместимы. В СССР господствовала плановая экономика,
основывающаяся на официальной установке пропорционального, планомерного, а
значит, и бескризисного развития, и жёсткая регламентация социальной жизни,
делающая её полностью подконтрольной государственной власти.
Соответственно, не было (как казалось) и
необходимости в развитии такой научно-практической сферы, как антикризисное
управление.
Но последующие долгие годы развития в
условиях политического и социально-экономического кризиса, связанного с
переходом к рыночной экономике и полной перестройкой общественной структуры,
сделали эту тему как нельзя более актуальной, заставив обратить на неё внимание
отечественных исследователей. Недостаточное число проработанных механизмов
предотвращения кризисных ситуаций и успешного выхода из них, их низкая
эффективность свидетельствуют о наличии в сфере государственного управления насущной
проблемы, решением которой необходимо заняться незамедлительно. Этой проблемой
является отсутствие сформированной концепции государственного антикризисного
менеджмента.
На сегодняшний день перед российскими
управленцами стоит сложная задача – вывести страну из затянувшегося
политического и социально-экономического кризиса путём наименьших потерь. Это
сделать очень нелегко, так как, с одной стороны, чтобы изменить сложившиеся
тенденции кризисного развития, необходимо менять само содержание и целевую ориентацию
реформ, с другой – любое «резкое движение» в этом направлении может привести к
очередному, или даже к серии кризисов – ведь значительные преобразования в
любой из сфер жизнедеятельности общества (политической, социальной или
экономической) ведут к структурным изменениям в нём. Поэтому каждый шаг
представители власти должны совершать крайне продуманно и осторожно.
Это подтверждает необходимость подготовки
государственных специалистов по антикризисномууправлению, обученных способам
действия в аномальных ситуациях. Кризисные ситуации, особенно в сферах,
затрагивающих жизнедеятельность всего общества, часто требуют быстрого и
наиболее эффективного реагирования, так как действовать приходиться в условиях
дефицита времени и ресурсов. А значит, специалисты, берущиеся за их
преодоление, должны быть хорошо ознакомлены со способами и методиками
антикризисного управления. Это ещё раз подтверждает необходимость разработки
рассматриваемой темы с точки зрения государственного управления.
Формирование концепции государственного
антикризисного управления должно включать в себя последовательное прохождение
пяти ступеней: во-первых, чёткое определение самого понятия кризиса в целом, а
также в каждой из интересующих специалиста в области государственного
менеджмента сфер (политической и социально-экономической); во-вторых, выделение
точных критериев оценки кризисных ситуаций; в-третьих, уяснение причины
возникновения кризисов в политической и социально-экономической сферах России;
в-четвёртых, изучение всех возможных методов антикризисного государственного
управления и, наконец, в-пятых, выбор из всего многообразия этих методов
наиболее подходящие для конкретной ситуации.
Каждый из этих этапов чрезвычайно важен:
не определившись с понятием кризиса, невозможно приступить к разработке его
критериев; не зная причин возникновения кризиса, нельзя предпринимать верных
действий для его преодоления и устранения его негативных последствий; для того,
чтобы вовремя распознать признаки кризиса, нужно располагать чёткой системой
критериев его оценки; успешно бороться с кризисом можно, только владея
проверенными и эффективными методами антикризисного управления. Кроме того, все
они имеют свои подуровни (например, определение понятие «кризис» включает в
себя выделение признаков кризисной ситуации и типологию различных видов
кризиса). Поэтому каждый из них может стать объектом отдельного большого
исследования.
Концепция государственного антикризисного
управления должна быть настолько детально проработанной, чтобы специалисты в
сфере государственного менеджмента, руководствуясь ей, могли своевременно
распознавать тенденции наступления кризисной ситуации в целях её
предотвращения, относить уже наступившие кризисы к тому или иному типу, дабы
безошибочно определять направление дальнейших действий в рамках общей
стратегии.
Целью данной работы является изучение
проблем банкротства российских предприятий. Для этого в данной работе необходимо
решить ряд задач:
-
проанализировать правовые основы
банкротства;
-
рассмотреть понятия финансового
состояния, платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса;
-
рассмотреть методы диагностики
банкротства предприятий;
-
разработать антикризисную программу
оздоровления ОАО «Алтай» и определить ее эффективность.
Практический материал данной работы представляет
собой диагностику банкротства предприятия ОАО «Алтай». Объектом
исследования являются показатели бухгалтерской отчетности ОАО «Алтай» за
2006 и 2007 годы. Предмет исследования – экономические отношения, связанные с
наличием, состоянием и движением текущих активов и текущих обязательств данного
предприятия.
Теоретико-правовые основы и понятие
банкротства стратегических предприятий