В нашем быстро меняющемся мире
сложно представить себе предприятие, которое могло бы выжить в конкурентной
борьбе, не используя инновации. Для многих современных промышленных предприятий
слова инновация и инновационный процесс прочно заняли свое место в совещаниях
ведущих технологов и директоров. Но не всегда эти слова означают готовность
внедрять что-то новое, иногда они используются как дань моде или как средство
лоббирования своих узких интересов. Схожим путем развивалось понятие
стратегического менеджмента: невнимание к изменениям внешнего окружения
организации приводило к потерям конкурентных преимуществ и невозможности своевременно
и адекватно реагировать на происходящее снаружи.
Современный руководитель
понимает «стратегическое управление», но не всегда это понимание позволяет
сделать еще один шаг – понять необходимость инноваций и оценить их
преимущества.
Сегодня инновации являются
неотъемлемым инструментом достижения конкурентных преимуществ и методом выхода
из кризисных ситуаций. Одной из ключевых особенностей современных инноваций
является их тесная связь с информационными технологиями, обеспечивающими
фундамент сегодняшнего информационного общества.
Любая инновация –
технологическая или процессная – требует участия информационных технологий.
Именно поэтому сфера ИТ должна быть готова поддержать начинания бизнеса и
обеспечить любой процесс своевременными и эффективными технологиями.
Информационную систему современного
бизнеса можно представить нервной системой, т.к. именно через информационную
систему обеспечиваются коммуникации всех уровней управления, и именно
информационная система позволяет автоматизировать рутинные операции и
реализовать качественную поддержку принятия решений на основе ошеломляющего
потока информации.
Так или иначе, служба ИТ также
является структурным подразделением и развитие этой службы должно подчиняться и
соответствовать общей стратегии бизнеса. Служба ИТ должна развиваться, чтобы
успевать обеспечивать бизнес информацией с заданными критериями
(результативность, эффективность, конфиденциальность, целостность, доступность,
соответствие стандартам, достоверность). Более того, служба ИТ должна развиваться
не в ответ на возникающие оперативные потребности бизнеса, но она должна уже быть
готова предложить информацию в таком виде и такими средствами, чтобы это
обеспечило бизнес-процессам уровень эффективности и зрелости, который необходим
для эффективной работы предприятия во внешней среде.
Именно поэтому стратегическое
управление (позволяющее смотреть вперед) инновационными процессами (изменяющими
бизнес) в сфере ИТ является неотъемлемой частью общей ИТ-стратегии бизнеса и призвано
обеспечить своевременное развитие и внедрение информационных инноваций, как в
самой службе, так и во всей информационной системе предприятия.
Целью настоящей работы является исследование
системы стратегического управления инновационными процессами в сфере ИТ и
выработка практических мер по ее совершенствованию.
Задачи: выполнить анализ проблем
стратегического управления инновационными процессами на промышленном
предприятии, разработать и обосновать комплекс практических мероприятий по
совершенствованию системы в краткосрочном периоде.
Объект исследования: стратегическое
управление инновационными процессами в сфере информационных технологий на ОАО
«Смоленский авиационный завод».
Сведения
о предприятии ОАО «СмАЗ»